Перейти к основному содержимому

Кризис российского образования: поиски выхода

Enter caption here

Конференция «Образование в ХХI веке: стратегии и приоритеты» начала свою работу

«Образовательный бум» - вот что переживает Россия впервые в своей истории, заявил А.Г. Левинсон, зав. отделом социально-культурных исследований Левада-центра, в докладе «Отношение россиян к образованию». Показателем этого выступает то, что 80% населения стремится получить высшее образование, вкладывая в это зачастую последние деньги. Удивительно, что при этом учиться студенты не стремятся, их интересует лишь факт получения диплома о высшем образовании. Однако, заявил докладчик, вскоре нас ждёт кризис системы образования, т.к. работодателям понадобятся профессиональные работники, а высшая школа не сможет им предоставить соответствующие кадры.

По мнению В.Л. Глазычева, проф. МАРХИ, председателя Комиссии Общественной палаты РФ по  вопросам  регионального развития и местного самоуправления, проблема связана с тем, что продолжает действовать парадигма советского образования, нацеленная на передачу мертвого, не связанного с жизнью знания. Кризис «специализма», охвативший не только Россию, но и весь мир, заключается в том, что выпускники вузов становятся скорее «квалифицированными техниками», нежели специалистами со стратегическим, «проспективным» мышлением. Вследствие этого появляются документы типа «Стратегическое развитие Якутии», в которых разные департаменты представляют не связанные друг с другом доклады о ситуации в регионе, но никак не стратегические планы развития региона в целом. Основной задачей образования докладчик видит не передачу знания, а обучение умению работать с ним. Однако самое сильное сопротивление, которое встречает этот подход, идёт не со стороны государства, а со стороны самих участников образовательного процесса.

Проф.-свящ. Георгий Кочетков, ссылаясь на опыт Свято-Филаретовского института, сказал, что живое предание, живая жизнь имеет образовательное значение. Через приобщение к ней в институте мы приобщаемся к тому, что может стать началом творчества в нас самих.

А.Г. Асмолов, зав.кафедорой психологии личности МГУ в докладе «Образование в поисках идентичности: стратегия социокультурной модернизации развития России» подчеркнул, что современное образование проигрывает средствам массовой информации  в формировании социальной идентичности у ребенка. Он также указал, что для модернизации системы образования необходимо, чтобы учебные заведения перестали быть школой задач с ограниченным количеством условий, но были бы преобразованы в «школы поведения в неопределенных ситуациях».

А.А. Мелик-Пашаев, зав. лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО в своем докладе «Психологические основания образовательных стратегий», продолжая тему, поднятую в предыдущих докладах, заметил, что освоение человеком чего-то, лежащего вне его, т.е. получение знаний о природе и обществе, не должно быть объективированным процессом. В нормальном случае в процессе познания человек должен открывать что-то в себе самом, раскрывая потенциал единения с окружающим миром. А.А. Мелик-Пашаев назвал этот процесс очеловечиванием системы образования.

Завершил заседание конференции доклад доцента кафедры психиатрии и медицинской психологии РГМУ и преподавателя СФИ Б.А. Воскресенского «Социализация образования». Вспомнив выражение академика С.С. Аверинцева «Мир как школа», докладчик развил его мысль о том, что настоящее обучение происходит в жизни и у жизни.

Все новости