Перейти к основному содержимому

Константин Обозный рассказал о влиянии советских практик на церковную жизнь

24 октября в Институте научной информации по общественным наукам Российской академии наук прошла Международная научная конференция «Православие в советской культуре и политике: традиции, идеалы, образы».

На пленарном заседании выступили председатель Учебного комитета Русской православной церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. равноапостольных Кирилла и Мефодия кандидат богословия протоиерей Максим Козлов, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН доктор исторических наук Алексей Беглов, ректор Минской духовной академии кандидат богословия архимандрит Афанасий (Соколов), профессор, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН доктор исторических наук Александр Апанасенок.

Свято-Филаретовский институт на форуме представил кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета Константин Обозный, который на примере Псковской епархии рассказал о влиянии советских практик на церковную жизнь в позднесталинский период, в 1945–1953 годы.

Константин Петрович начал свой доклад с характеристики особенностей Псковской области, которые оказали влияние на становление религиозной жизни региона. «Это пограничная территория, примыкающая к Эстонской и Латвийской советским республикам. Эти территории длительный период находились с условиях немецкой оккупации. Именно тогда произошло восстановление церковной жизни. Также важно отметить, что большая часть клириков Псковской епархии послевоенного времени были самым непосредственным образом связаны с работой Псковской православной миссии, — подчеркнул докладчик. — Ещё одна особенность Псковской земли — отсутствие на ней правящего епископа вплоть до 1954 года. Управление осуществлялось митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым)».

Рассуждая о взаимосвязи и взаимодействии церкви и государственного аппарата в непростой для обеих сторон период, Константин Обозный обратил внимание участников конференции на то, что в главном уставном документе Русской православной церкви Московского патриархата — «Положении об управлении РПЦ», принятом на Поместном соборе 1945 года, — неоднократно фиксируется примат государственных интересов над церковными. «Это само по себе создаёт условия для влияния советских практик на церковную жизнь. Это можно видеть и в разделе “Патриарх”, и в разделе, касающемся настоятеля храма и исполнительных органов прихода», — отметил исследователь.

Константин Петрович привел несколько примеров того, как этот принцип сказывался на устроении жизни православных верующих. Так, священнику приходилось приспосабливать богослужебный строй пасхальной Светлой седмицы под планы посевной кампании, в которой была задействована его паства. А наместник Свято-Успенского Печерского монастыря архимандрит Агафон (Бубиц) по просьбе секретаря местного райкома партии участвовал в предвыборной агитации накануне выборов в Верховный совет в 1946 году.

«Один из клириков Псковской епархии предложил уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви присылать к нему на приход молодых коммунистов, которых священник обязывался подготавливать к рукоположению, тем самым создавая новый слой надежных и идеологически устойчивых служителей культа, — рассказал Константин Петрович. — А 1 сентября 1946 года в переполненном кафедральном соборе Пскова в присутствии нескольких десятков детей школьного возраста был отслужен молебен перед началом учебного года, и во время проповеди настоятель процитировал Ленина, повторив его призыв “учиться, учиться и ещё раз учиться”».

Но наиболее ярким примером влияния советского образа жизни и образа мысли можно признать заупокойные молитвы и панихиды по Сталину, которые совершались в церквях епархии 8 марта 1953 года. По этому поводу было направлено распоряжение Ленинградского епархиального управления за подписью митрополита Григория. В Псковском соборе на панихиду не смогли вместиться все желающие. Была отправлена специальная телеграмма в адрес патриарха Алексия с просьбой «довести до сведения советского правительства искреннейшее соболезнование всех верующих». 

В завершение доклада Константин Петрович озвучил донесение Уполномоченного Совета по делам РПЦ по Псковской области Александра Лузина, где отмечалось, что в районах, которые вошли в состав Псковской области из Латвии и Эстонии в 1945 году, панихиды по «новопреставленному Иосифу» не служили.

«Таким образом, хорошо видно, что далеко не все православные граждане Псковской области попадали под влияние советских практик. В большинстве случаев это была вынужденная позиция, продиктованная прагматикой выживания, укрепления авторитета у партийных и советских органов, а в каких-то случаях попыткой войти в номенклатуру властных структур», — заключил исследователь.

В конференции приняли участие более 60 докладчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Алма-Аты, Бреста, Витебска, Гомеля, Краснодара, Красноярска, Витебска, Смоленска, Рязани, Сергиева-Посада, Севастополя и Калуги.

Организаторами конференции стали ИНИОН РАН, Московская духовная академия, Минская духовная академия, Синодальная историческая комиссия Белорусской православной церкви.

Все новости