Конфренция «Церковное искусство, его восприятие и преподавание» завершила свою работу
12 мая конфренция «Церковное искусство, его восприятие и преподавание» продолжила свою работу в помещениях музея им. Андрея Рублева.
Проблеме преподавания церковного искусства были посвящены доклады д.иск. наук Т.В.Барсегян, д.псих.наук А.А.Мелик-Пашаев и д.п.н. Н.Н.Фоминой.
Т.В.Барсегян подчеркнула важность серьезной богословской подготовки для интерпретаторов церковного искусства и рассказала об опыте работы изостудии при музее им. А.Рублева.
А.А.Мелик-Пашаев исходил в своем выступлении из понимания культуры как дела «Седьмого дня». Художник, по его мнению, «выпускает на волю голос всякой твари, которая «доселе стенает и плачет и мучается» по слову св. ап. Павла, но сама не может об этом сказать». Гармонизирующее действие художественного творчества способно возвышать и облагораживать человека. Докладчик вспомнил о том случае, когда стихотворение О. Мандельштама «Флейты греческой тэта и йота», не имеющее моралистического содержания, удержало человека от нравственного падения. С точки зрения А.А.Мелик-Пашаева решающим для воспитания будущего художника является детский опыт. Уже в раннем детстве ребенок должен пережить полноценный опыт творчества. Необходимо развивать именно неотчужденное отношение к миру. С этой позиции ученый подверг критике практику художественного воспитания многих воскресных школ, где дети изображают религиозные сюжеты, которые не могут воспринимать, т.к. их содержание не соответствует их личному жизненному опыту. Рисунки получаются творчески беспомощными, сухими.
Однако докладчик не забыл и о положительных примерах. Все они оказались яркими свидетельствами реализации принципа «Укреплять и воплощать чувство любви ко всему живому». Так, он упомянул о двух грузинских православных архиепископах (!), которые занимаются с детьми таким неожиданным с точки зрения «обычного благочестия» делом как анимация. Также А.А.Мелик-Пашаев рассказал об опыте воскресной школы при Храме Спаса Нерукотворного в г. Долгопрудный Московской обл., которой руководит художник-монументалист, диакон Дмитрий Котов. Участникам конференции были продемонстрированы мозаики, выполненные учениками этой школы. Реагируя на выступление А.А.Мелик-Пашаева, ректор СФИ, проф.- свящ. Георгий Кочетков заметил, что церковная жизнь не сводима только к жизни религиозной. «Церковное шире религиозного» – сказал о. Георгий. Религиозное в христианстве еще не все. Это только часть, хотя часть важная, центральная. Поэтому изображение «букашечек» (животных и растений) это хотя и «не религиозно», но церковно. Иначе церковь становится только уделом специалистов по религии и завсегдатаев храмов".
Н.Н.Фомина говорила о проблемах преподавания православной культуры в школе в рамках МХК, музыки и рисования. Упомянув о таких насущных проблемах как отсутствие специалистов, малое количество часов (всего два раза в неделю, фактически только до 7-го класса, хотя программа предписывает до 9-го). Наталья Николаевна рассказала о том, как православная традиция воспринимается детьми. Докладчик избрала детские рисунки в качестве конкретного предмета рассмотрения. Даже в глухие «застойные» годы в детских пейзажах можно было увидеть изображение храмов. Между прочим, отметила Н.Н.Фомина, дети тогда очень любили православные праздники в отличие от идеологических советских. Сейчас, когда в храм Христа Спасителя на Пасху и на Рождество проходят по пригласительным билетам как на парад, православные праздники рискуют превратиться в идеологические, заметила выступавшая. Современные дети чаще рисуют храмы изнутри, изображая себя непосредственными участниками богослужения. По мнению докладчика, им нужен скорее не посредник, которым обычно бывает учитель, а помощник, которыми лучше всего могли бы быть бабушки.
Во второй части заседания выступления были посвящены проблемам церковного художественного творчества. Примечательно, что среди докладчиков был только один теоретик-искусствовед – д.иск. И.Л.Бусева-Давыдова из академии художеств РФ, остальными были практики: известный художник-мозаичист А.Д.Корноухов, иконописцы – свящ. Николай Чернышев и Владимир Григоренко. Открыл вторую часть интересный доклад московского священника Николая Чернышева «Церковное и нецерковное в современном облике православных храмов» Доклад И.Л.Бусевой-Давыдовой носил характерное название «О свободе средневекового искусства (художник и иконографическая традиция)». На многочисленных примерах конкретных икон она показала живое многообразие средневековой иконописной традиции, которая не сводится к какой-то жесткой схеме, требующей лишь механического копирования и напомнила, что образцы иконописи никогда никем не были узаконены в качестве нормативных. Интересно, что выступление И.Л.Бусевой-Давыдовой вызвало, в первую очередь, живой отклик священнослужителей, участвовавших в конференции. Так, о. Георгий Кочетков обратил внимание присутствующих на необходимость различения понятий «закон» и «канон». Закон является жестким однозначным предписанием, требующим обязательного исполнения всем и всегда, а канон есть выражение нормы – того, что правильно. К сожалению, в современной церковной практике даже иконописный канон часто понимается как закон. Это находится в вопиющем противоречии с традицией. Иконописные образцы всегда имели чисто школьное значение, как некие штудии. Их слепое механическое копирование невозможно, как невозможно найти два храма, где бы абсолютно одинаково служилась одна и та же литургия св. Иоанна Златоуста. Богослужебный устав церкви, так же как и иконописные подлинники, является именно образцом. Всякие попытки механического «вычитывания» по богослужебным книгам всего, что предписывает устав, не выдерживают никакой критики. С предложенным о. Георгием различением канона и закона согласился сотрудник музея им. Андрея Рублева о. Александр Лаврин, священник храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицино.
Ярким завершением конференции было выступление иконописца из США Владимира Григоренко. Он рассказал о своем опыте росписи православного храма прп. Серафима Саровского в г. Далласе, штат Техас (Православная церковь в Америке).
Храм построен православной приходской общиной, возглавляемой правящим архиерем епархии Юга архиеп. Дмитрием (Ройстером). У прихода нет посторонних спонсоров, все делается на свои средства. Большинство прихожан – «конверты» (от англ. converts, - перешедшие в православие из протестантизма или католичества), т.е. люди, твердо знающие Священное Писание. Все они вошли в православную церковь после длительной и серьезной катехизации. Члены общины регулярно встречаются помимо богослужения, на ежевоскресном приходском чае и в других собраниях.
Иконописец находится в постоянном диалоге с общиной. Нет отношений «подрядчик-заказчик», иконописец – член прихода, несущий определенное миссионерское служение. Он создает росписи и знакомит с ними посетителей храма. В диалоге общины с иконописцем активно участвует предстоятель – владыка Дмитрий. Свои проповеди архиепископ часто иллюстрирует росписями храма.
Подводя итог своему выступлению, Владимир сформулировал три принципа работы иконописца в современных условиях: 1) обязательность живой общины (иначе отношение к работе иконописца мало будет отличаться от отношения к покраске стен). 2) творческий диалог иконописца и общины, 3) признание общиной результатов работы. По замечанию специалиста по современному церковному искусству, кандидата культурологии И.К. Языковой, предложенный В. Григоренко опыт является реальным выходом для современного церковного искусства к творчеству от бесконечных стилизаций.
По окончании конференции ее участниками был принят итоговый документ и решение о создании на ее основе постоянно действующего междисциплинарного семинара с участием светских и церковных ученых и практиков.
Информационная служба СФИ