Христиано-мусульманский диалог и реформация в исламе
«В ходе лекции провёл исторический экскурс по истории ислама в России и ключевым российским мусульманским мыслителям, оказавшим влияние на развитие богословской мысли в XIX–XX веках, затем поделился своими соображениями о возможности христиано-мусульманского и шире межрелигиозного диалога, — рассказал на своей странице в Facebook Дамир Мухетдинов. — Благодарю коллег и студентов за приглашение, интересные вопросы и живую дискуссию».
По мнению декана Факультета религиоведения СФИ кандидата философских наук Маргариты Шилкиной, конечно, нужна и богословская разработка вопросов, по которым возможен диалог между христианами и мусульманами, однако на сегодня это удел единиц. Первостепенная задача — общение, чтобы люди перестали бояться друг друга, уверена Маргарита Васильевна. По её словам, именно это один из главных результатов обучения на Факультете, который из года в год отмечают выпускники. «Люди не стали думать по-другому о своей вере — они перестали бояться людей другой веры», — отметила она.
Также в лекции Дамира Мухетдинова были затронуты вопросы религиозного обновления. Как быть с кораническими айатами и хадисами, которые с точки зрения некоторых современных мусульманских течений кажутся устаревшими? Как соотносятся фундаменталистские и модернистские тенденции в исламе?
«Вы упомянули, что модернистское течение джадидизма нередко выливается в реваншизм или фундаментализм. Как это сочетается, как можно совместить эти две казалось бы противоположные тенденции — модернистскую и фундаменталистскую — в одном флаконе?» — спрашивает руководитель магистерской программы «Мусульманские миры в России» в Высшей школе экономики кандидат культурологии Ольга Бессмертная.
Отвечая на этот вопрос, Дамир Мухетдинов напомнил, что «мусульманская реформация» происходила в несколько этапов. «Для первого поколения она действительно была проникнута своеобразным фундаментализмом — пафосом возврата к первоисточнику. А в более поздний период неомодернизма это уже не совсем возврат к фундаментальным источникам, а попытка расширить палитру исламской мысли за счёт западноевропейских штудий, новой методологии. Неомодернисты сочетали мощный бэкграунд исламской теологии, классическое религиозное исламское образование с освоением критического подхода к религиозной традиции благодаря знакомству с западной философией и даже, например, трудами Юрия Михайловича Лотмана», — рассказал он.
Также Дамир Мухетдинов передал в библиотеку Свято-Филаретовского института книги, вышедшие в возглавляемом им издательском доме «Медина» в сериях «Межрелигиозный диалог» и «Исламская мысль в России: возрождение и переосмысление».
Дамир хазрат Мухетдинов — доктор теологии, ректор Московского исламского института, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ответственный секретарь Международного мусульманского форума, главный редактор издательского дома «Медина».