Перейти к основному содержимому

Катехизис для воцерковлённых

Международная конференция «Наследие А.С. Хомякова: современность и своевременность», приуроченная к 215-летию со дня рождения богослова, состоялась в Туле 10-11 апреля по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия.

«Как полезно обратиться к наследию нашего приснопамятного любомудра-славянофила, указывающего на основополагающий метафизический закон – “дух творит себе формы”, и вновь услышать ясный голос доброхота, обращенный к нашим современникам: “Русский дух создал русскую землю в бесконечном ее объеме; русский дух утвердил навсегда мирскую общину; он выработал в народе все его нравственные силы, веру и святую истину”, – сказал митрополит Алексий, открывая пленарное заседание. – При этом, настаивая на особенности бытия России, Алексей Степанович явил образец разумного, взаимоуважительного и доброжелательного общения с представителями иных вероисповеданий и убеждений». 

Участников конференции поприветствовали ректор РПУ св. Иоанна Богослова доктор богословия Игумен Пётр (Еремеев), министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина и представитель Учебного комитета РПЦ доктор культурологии Денис Макаров. 

О начале работы над изданием полного собрания сочинений Хомякова в десяти томах рассказал профессор, главный научный работник-консультант Санкт-Петербургского Института истории РАН доктор филологических наук Борис Егоров. 

Первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Дмитрий Гасак представил доклад «“Церковь одна” Алексея Хомякова как катехизический текст». Он напомнил, что основному названию этой работы предпослана фраза «Опыт катехизического изложения учения о Церкви». «Этот текст не назван катехизисом, но тем не менее это именно катехизическое учение, – отметил Дмитрий Гасак. – И это ставит перед нами вопрос о содержании понятия “катехизический текст”». 

«Катехизическое изложение» Хомякова не похоже на «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова), содержащий основные положения православного вероучения. В этом смысле «Церковь одна» больше походит на катехизисы древней церкви, которые передавали лишь самые основы христианской веры для новоначальных, приготовляя их к крещению. 

«Вместе с тем, отцы-катехеты не начинали наставление с разговора о Церкви – первыми были вопросы о Боге и о Христе, – сказал первый проректор СФИ. – Текст же Хомякова от начала и до конца посвящён Церкви. И это не объективное учение, а внутреннее видение Церкви, суждение о Церкви изнутри нее. Это принципиальная позиция автора». 

В тексте Хомякова нет того, что называется православной догматикой – он посвящён иному. Его «определение»: «Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» – заметно отличается от определения Церкви у того же митрополита Филарета. «Хомяков не стремится преподать знание, но хочет помочь человеку поверить в Церковь, – подчеркнул Дмитрий Гасак, – и эту веру Алексей Степанович понимает как глубокое разделение с Церковью всей её жизни».

Текст Хомякова явно не для новоначальных: духовная задача, которую он ставит перед своим читателем, предполагает в нём опыт и знания Церкви, и любви к ней. Но вместе с тем, его «Катехизическое наставление» – для тех, кто ещё не стал христианином вполне, потому что это невозможно без веры в Церковь. 

Участники конференции говорили о роли славянофильства в изучении отечественной истории и культуры, о восприятии идей Хомякова в философии и богословии XX века и современности, а также о возможностях проекции христианской соборности на гражданское общество. 

В конференции приняли участие представители Института философии РАН, Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, МГУ, Российской академии естествознания, РПУ св. Иоанна Богослова, Черногорской академии наук, Тульского государственного университета, Тверского государственного университета, Томского политехнического университета, Тульской, Воронежской, Курской, Хабаровской духовных семинарий и других вузов. 

Работа конференции проходила в Доме Дворянского собрания, Тульской духовной семинарии, Тульской областной универсальной научной библиотеке, Тульском областном краеведческом музее. Организаторами выступили Тульская духовная семинария и Тульская епархия при поддержке Учебного комитета РПЦ.