Как найти ключи Царства Небесного
«Сегодня мы начинаем новый учебный год в нашем институте, и здесь собрались те, кто дерзает учить и дерзает учиться – в пределе тому, в чём Христос наставлял Своих учеников и чего часто не могли распознать те, кто хорошо Его знал», – сказал Дмитрий Сергеевич, пожелав всем, чтобы «евангельское откровение являлось для нас той жемчужиной, ради которой можно отдать всё».
Он добавил, что быть мудрым, то есть «знать подлинную цену всему, уметь выбирать – не так легко, но, быть может, иметь этот внутренний критерий, дающий способность видеть, слышать, понимать, и есть тот самый ключ, с которым изображается апостол Пётр».
Свои поздравления преподавателям, студентам и сотрудникам института направил и ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков. «Образованность – одно из необходимых и важных качеств для понимания себя, других, Церкви и церковной нормы. А по словам Бердяева, стремление к образованию является аристократическим качеством, оно предполагает движение вперед и не предполагает уравниловки, оно освобождает от объективации и субъективации духовной жизни. Учитесь хорошо и не теряйте впустую время! Не откладывайте ничего из важного в долгий ящик!» – пожелал студентам отец Георгий.
Первую лекцию в этом учебном году – «Начало “духовной весны”. 1917 год глазами военных священников» прочитал доктор исторических наук Андрей Александрович Кострюков, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Он рассказал о том, как элита Российской церкви – представители кадрового военного духовенства осмысляли события начала XX века, в частности на страницах «Вестника военного духовенства», преобразованного протопресвитером Георгием Шавельским в журнал «Церковно-общественная мысль». Андрей Александрович рассказал о том, как переживали самые просвещенные, одарённые и прогрессивно настроенные священники Российской церкви её «духовную весну», свободу от опеки прежней самодержавной власти – и вместе с тем всегда ощутимое влияние власти новой, как они встретили начало открытых гонений, что писали о Поместном соборе 1917-1918 годов и его влиянии на жизнь церкви и общества, в чем видели основные проблемы синодальной эпохи, как относились к идее восстановления патриаршества.
Одной из главных тем, поднимавшихся на страницах журнала, была церковная жизнь в ее общественном проявлении. Вот, в частности, что писал летом 1917 года епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (князь Ухтомский): «…церковного общества у нас почти не существует: нет Церкви как общества, а имеется только толпа христиан и то лишь числящихся христианами, а на самом деле о Церкви не имеющих понятия … потому и церковь как храмы интересует каких-нибудь старушек и специальных “мироносиц” как людей, настроенных несколько психопатологически … Самая церковная молитва обратилась теперь только в служение молебнов и “панихидок”, а сколько-нибудь литургийно-общественного настроения совсем нигде нисколько не заметно». Одну из причин церковно-общественного кризиса владыка Андрей, как и многие другие представители церковной элиты, видел в цезарепапизме, под влиянием которого «даже искренне думающие о своей принадлежности к Церкви перестали понимать её природу, и политическую благонамеренность стали смешивать с верностью св. Церкви».
Полностью лекция будет опубликована на нашем сайте.
После молебна также были зачитаны приказы о зачислении на богословский факультет (на программы бакалавриата, магистратуры, и новую программу дополнительного образования по истории Русской православной церкви в XX веке), в Богословский колледж, а также на программы дополнительного образования по религиоведению.
В этом году на 1 курсе помимо москвичей будут учиться студенты из Архангельска, Биробиджана, Екатеринбурга, Нижневартовска, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Северодвинска, Твери, Электростали, а также из Австралии, Латвии и Польши.