Перейти к основному содержимому

Как исполнить двуединую заповедь о любви к Богу и человеку?

«В истории христианства много примеров подвижников, которые в общении проявляли дар видения человеческих путей: умели глубоко видеть душу человека и в соответствии с его уникальностью дать единственно верный, порой прозорливый, совет, наказ», — говорит старший преподаватель СФИ кандидат культурологии Лидия Крошкина.

Возможно ли стремиться к обретению такого дара? Как научиться прокладывать путь к человеческим душам?

За ответами на эти вопросы исследовательница обратилась к жизни и трудам матери Марии (Скобцовой), посвященным аскетике, выступая 9 ноября с докладом «Аскетика человекообщения, или "Путь к человеческим душам": опыт XX века» на VII Международной научно-практической конференции «Христианство и педагогика: история и современность» в Пензенской духовной семинарии.

«В статье "Аскетика человекообщения", основанной не только на новозаветных текстах и святоотеческих писаниях, но и на собственном опыте попечения о русских изгнанниках в Европе, мать Мария (Скобцова) открывает взгляд на человека, "жаждущего аскетического подвига в области своего отношения к людям", и предлагает ясные и последовательные правила, научающие подлинно христианскому отношению к ближнему на трех уровнях человеческого существования: телесном, душевном и духовном, — рассказывает Лидия Крошкина. — Её подход помогает взглянуть на аскезу человекообщения в двух аспектах: по отношению к себе и по отношению к ближнему, и иногда правила в этих аспектах прямо противоположны друг другу».

«Надо помнить, что различные лекарства бывают против различных болезней. А потому никогда нельзя отсекать грешников, но искать, какими средствами можно их исцелить». Иллюстрацией этого высказывания матери Марии служит её житийный рассказ «Путь к человеческим душам», повествующий о Макарии Великом, его опыте находить «многоразличные пути к человеческим душам» на примере его отношений с непутевым братом Феопемитом.

В статье «Вторая евангельская заповедь» мать Мария приводит примеры отношения человека к человеку из святоотеческой традиции (из «Добротолюбия»), хоть и отмечает, что об этом написано гораздо меньше, чем об отношении человека к Богу. Там же она говорит о горячей потребности найти в области человекообщения «какие-то точные и правильные пути» и даже разрабатывает целую аскетическую систему, позволяющую укрепиться на пути веры в человека и любви к нему.

Очерк «Путь к человеческим душам» — еще одна попытка матери Марии найти в древних отеческих рассказах нормы и точки опоры в общении с ближними — это разделение жизни, стремление навстречу, готовность помочь в нужде, необременение совести ближнего, неотступность. К ним можно добавить главный принцип — личный пример, именно по такому принципу действовал Сам Господь наш, первым войдя во ад и «узников освободив», добавила Лидия Крошкина.

Один из главных акцентов, который делает мать Мария в аскетике человекообщения, — «внимание на внимании»: необходимо понять, на что должен падать взгляд и где точка приложения силы.

VII Международная научно-практическая конференция «Христианство и педагогика: история и современность» прошла 8-9 ноября в Пензенской духовной семинарии и собрала более 40 докладчиков из России, Белоруссии и Австралии.