Перейти к основному содержимому

К опыту новомучеников и исповедников российских обратились в день памяти жертв репрессий члены Преображенского содружества малых православных братств

Enter caption here

30 октября 2008 г., в день памяти жертв политических репрессий, в Свято-Филаретовском институте прошла встреча "Обновление внутрицерковной жизни в условиях гонений в ХХ в.", организованная силами трёх православных братств, входящих в Преображенское содружество малых православных братств (1).

В отличие от большинства мероприятий, посвящённых памяти жертв советских репрессий, ведущими был задан позитивный и конструктивный тон встречи. Были поставлены вопросы: смогла ли русская церковь  адекватно отреагировать на радикальные общественные изменения, произошедшие в XX веке в России? Смогла ли не просто сохранить свой традиционный строй, но и приобрести новый опыт, позволяющий ей лучше воплощать норму христианской жизни? Ведь большевистский переворот в России означал не просто изменение политической и экономической ситуации в стране на неопределённое время – он венчал собой окончание "константиновского" периода церковной истории. На протяжении полутора тысяч лет христианская церковь была неразрывно вплетена в государственную и общественную жизнь народов христианской ойкумены. Иное положение церкви в этих отношениях не могло быть даже представлено. Теперь же обозначилось резкое отмежевание государства и общества от церкви с индифферентным, а иногда и яростно враждебным отношением к ней, а в советской России - вообще с установкой на тотальное уничтожение христианства и церкви.

Выступающие, основываясь на исторических материалах первых послереволюционных лет (в частности, на материалах Великого Московского Собора 1917-1918 гг.) показали, что церковь запоздало реагировала на указанные "тектонические" сдвиги в стране. Слишком сильна была историческая инерция считать государство дружественным партнёром, на которого можно спокойно возлагать исполнение важных для себя дел (как будто предшествующая история, скажем, "синодального" периода, не показала откровенно ясно, кто, как правило, диктовал свою волю в этих "партнёрских" взаимоотношениях!). Например, на одном из заседаний Собора было принято решение о возложении на государство ответственности за финансовую поддержку христианской миссии в России (и это уже после захвата власти большевиками!). Но, несмотря на все подобные отставания от развития событий в стране, предсоборная и соборная атмосфера являла собой уникальный случай открытого и свободного, спокойного и взвешенного, подлинно диалогичного обсуждения насущных церковных проблем. Скажем, по вопросу о восстановлении патриаршества сторонники разных позиций могли конструктивно обсуждать и отстаивать своё мнение, не боясь быть обвинёнными в "ереси" или нецерковности.

Также в докладах был кратко проанализирован опыт трёх новомучеников и исповедников о. Сергия Мечёва, архим. Сергия (Савельева), о. Анатолия Жураковского.  В деятельности этих священников ярко воплотилось откровение Божье XX веку. Несмотря на то, что они были очень разные, в том, что они делали в церкви и для церкви можно выделить общие черты. Во первых, поставление Христа и Евангелия в центр своей церковной жизни, и в  центр жизни своей паствы, во-вторых, собирание общины как выбора общего евангельского пути конкретными людьми, в-третьих, обращение с проповедью к молодёжи и интеллигенции, самым далёким от, и, одновременно, нуждающимся в церкви общественным слоям. К таким чертам также необходимо отнести обновление храмового богослужения через возрождение древнерусского и древнехристианского богослужения, внутренняя установка на очень серьёзное личное духовное делание (аскетику), стремление к воцерковлению всей жизни, преодолению существовавшей до революции раздвоенности. Особенно все вышеназванные пастыри чувствовали свою ответственность за церковь  и воспринимали революцию как суд Божий над ней и над всей общественной ситуацией, за которую церковь не могла не нести ответственности.

Было также отмечено, что бурно возрождающийся сразу после революции общинный опыт в церкви был наиболее адекватен своему времени. Большевики закрывали и разоряли храмы, надеясь таким образом уничтожить христианство. Там, где церковный народ научался жить в любых обстоятельствах - даже без открытых храмов, - там была большая надежда на сохранение преемственности веры и жизни. Это очень ярко показывает опыт всех трёх общин, последователи которых сохранились вплоть до 80-90-х гг. ХХ века, т.е. смогли пережить весь мрачный период советской истории.

В рамках вечера была показана видеозапись интервью с о. Георгием Кочетковым, который, придя в церковь в конце 60-х гг., ещё успел застать живых свидетелей из "мечёвцев", прежде всего, знаменитую семью Николая Евграфовича и Зою Вениаминовну Пестовых и людей, собранных вокруг них. Отец Георгий поделился интереснейшими личными воспоминаниями об обстановке церковной жизни тех лет. Он отметил, что залогом сохранения предания было то, что сами люди им жили и хранили ему верность, жизнь их была целостна, и они просто не могли жить иначе.

Информационная служба СФИ

_____________________________________________________________________

(1) Преображенское Содружество братств возникло в начале 70-х годов XX века.  В настоящий момент оно включает в себя общины и братства в разных городах России и зарубежья. Членом Преображенского братства может быть любой православный христианин, который сам себя считает членом Братства, разделяет принципы жизни Братства и направления его деятельности. Преображенское братство поддерживает также Свято-Филаретовский православно-христианский институт, издание православной газеты «Кифа», содействует возрождению подлинной православной традиции в церкви.

 

Все новости