Перейти к основному содержимому

«Юродивая» пианистка, святой литургист, флагман экуменизма

26 марта Ассоциация выпускников и студентов Свято-Филаретовского института провела очередной студенческий семинар, посвященный теме «Личность в истории церкви XX века».

Такие семинары проводятся в СФИ уже год. Их цель – познакомить всех желающих с тем, что обычно звучит с кафедр только во время студенческих защит, публикуется в умных научных журналах или лежит на полке в библиотеке. При этом на семинарах выступающие не просто делают научный доклад, но делятся личными впечатлениями от работы.

В этот раз прозвучали три доклада выпускников бакалавриата.

Сергей Бурлака рассказал о духовном пути пианистки Марии Юдиной по материалам её дневников и переписки. Самым главным в этой работе для Сергея, как я поняла, оказалась тема противостояния злу. Он выделил три основных принципа, которых в этом, по его мнению, придерживалась Мария Вениаминовна.

Выпускники СФИ Дарья Макеева, Сергей Бурлака, Анна Сафронова

Выпускники СФИ Дарья Макеева, Сергей Бурлака, Анна Сафронова

Во-первых, «юродство» – её весьма экстравагантное, но всегда содержащее особый духовный смысл поведение, которому никто не мог ничего противопоставить. Мария Юдина могла, например, выйти на сцену с большим наперсным крестом. Её часто просто боялись приглашать на концерты, потому что никогда не знали, что она может «выкинуть» со сцены. На меня сильное впечатление произвела легенда (никто не знает, было ли это на самом деле, но вполне могло бы так быть) о ночной записи одной-единственной пластинки фортепианного концерта Моцарта в исполнении Юдиной для Сталина. В ответ на присланный лично Сталиным весьма внушительный «гонорар» Мария Вениаминовна пишет ему записку о том, что она будет постоянно молиться о прощении его грехов, а деньги пожертвует на восстановление храма. Как ни удивительно, после этого не последовало никаких карательных мер, хотя все прекрасно понимали, как дорого мог стоить подобный ответ автору.

Во-вторых, свидетельство о Христе. Всё, что она делала, она старалась так или иначе осмыслить и преподать с христианской точки зрения. Например, своё исполнение произведений Баха она всегда наполняла смыслом, следуя в этом за своим учителем, профессором Московской консерватории Болеславом Яворским. И не просто вкладывала этот смысл в музыку, но могла объявить со сцены, что данная фуга – это, например, кондак Благовещения…

И, наконец, принцип милосердия, жертвенности ради других. Мария Вениаминовна была мировой знаменитостью, но жила в крайне стеснённых условиях, потому что постоянно помогала всем нуждающимся, встречавшимся на её пути. К примеру, когда митрополит Сурожский Антоний, узнав о её крайней бедности, подарил ей теплую шубу, она почти сразу заложила шубу в ломбард, чтобы пожертвовать деньги кому-то из нуждающихся.

Всю свою жизнь Мария Вениаминовна искала себе духовного наставника. Список «кандидатов в духовники» потрясает: отец Федор Андреев, отец Михаил Чапунин, отец Анатолий Жураковский, отец Михаил Шик, митрополит Антоний, отец Александр Мень и другие. Она даже одно время состояла в православном братстве «Христос и свобода» (все члены которого кроме Марии Юдиной были впоследствии репрессированы). Её поиски так ничем и не окончились, но сама она и её путь явились духовным свидетельством и вдохновением для многих людей.

Дарья Макеева, Сергей Бурлака, Анна Сафронова, Елена Спижарская

Дарья Макеева, Сергей Бурлака, Анна Сафронова, Елена Спижарская

Елена Спижарская, рассказывая о пути святителя Афанасия (Сахарова) в 1921-1962 годы, отметила его особую ревность о церкви и пастве. Его бесстрашие и духовная сила, с которой он обличал всякую неправду (в частности, связанную с деятельностью «Живой церкви», а позднее с политикой митрополита Сергия (Страгородского)), вызывали любовь и восхищение паствы и яростную злобу противников, чиновников, которые, тем не менее, ничего не могли с этим поделать. К примеру, во время акции по осквернению мощей в храме, где служил владыка Афанасий, он начал совершать службу всем святым, в результате чего эта акция послужила не к осквернению памяти святых, но, напротив, к их прославлению. Владыку Афанасия всегда беспокоила тема единства Церкви, в своих проповедях он призывает людей приходить, возвращаться в Церковь.

Известный литургист, редактор службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, собиратель и автор нескольких сот служб и акафистов русским святым и различных молебных последований, участник Всероссийского Поместного собора 1917-1918 годов, владыка Афанасий прошёл очень трудный жизненный и духовный путь. Он арестовывался шесть раз, прошёл Соловецкий, Беломоро-Балтийский, Сибирские и Темниковские лагеря, ссылался в самые дальние уголки нашей необъятной родины. Елена призналась, что в личности святителя Афанасия ей очень импонируют удивительные жизнерадостность, теплота и доброта, а также непременное чувство юмора, которые он сохранил вопреки всем гонениям и страданиям на протяжении всей жизни.

Дарья Макеева

Дарья Макеева

Доклад Дарьи Макеевой о деятельности митрополита Никодима (Ротова) в жизни и деятельности Русской церкви в период с 1960 по 1978 год вызвал интерес в первую очередь тем, что личность владыки весьма неоднозначно оценивалась в печати. Некоторые слушатели семинара признались, что читали в СМИ столько негативной информации о владыке Никодиме, что важно было услышать объективный взгляд на деятельность этого человека.

Занимая положение руководителя отдела Внешних церковных сношений, митрополит Никодим сталкивался с невероятным давлением со стороны государства, в связи с чем приходилось идти на серьёзные и подчас тяжёлые компромиссы. Сам владыка не отрицал этого, говоря, что он знает, что войдет в историю запятнанным, но готов пойти на это ради сохранения церкви.

С другой стороны, именно митрополит Никодим совершил настоящий прорыв в общении Русской православной церкви с Римско-Католической церковью и протестантскими церквами США, Германии, Англии. Известно, что в течение 15 лет действовал указ митрополита о разрешении православным священникам причащать католиков и старообрядцев при крайней на то необходимости. Владыка был хорошим дипломатом. Благодаря этому с его приходом начались поездки духовных лиц за рубеж. Он отстоял Ленинградскую духовную академию и семинарию в то время, когда массово закрывались духовные учебные заведения. При нём РПЦ МП вошла во Всемирный Совет Церквей, а затем он послал протопресвитера Виталия Борового в качестве одного из представителей от Русской православной церкви на II Ватиканский собор. Владыка сыграл немалую роль в духовном становлении многих современных иерархов, начиная с нынешнего патриарха Кирилла.

Митрополит Никодим, как и святитель Афанасий (Сахаров), очень любил и ценил богослужение, ратовал за частое причащение, сам не раз говорил о том, что только в нём черпает силы для служения. При владыке Никодиме возобновилась практика регулярного совершения литургии апостола Иакова. Он любил сочинять гимнографические тексты, писал их на клочках бумаги в свободную минуту, собирая их потом воедино.

Многие из тех, кто трудился вместе с владыкой, говорили, что ему незнакомо чувство усталости. По крайней мере, он работал так, как будто этого «порога» у него не было. Владыка Никодим перенес семь инфарктов, последний из которых случился на приёме у папы Римского, после чего владыка преставился.

Доклад Дарьи Макеевой поднял серьёзный вопрос о границах компромисса, который так и остался открытым.

Несмотря на то, что семинар затянулся почти на час, мы ещё долго продолжали разговор за чаем уже в неформальной обстановке: говорили о противостоянии злу, о компромиссах и бескомпромиссности в контексте современной жизни церкви.

Участники семинара
Участники семинара