Перейти к основному содержимому

История России: руками трогать!

В этом году внеклассная лекция в рамках курса «Основы источниковедения» проходила в Российском государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске. Здесь хранятся более миллиона фотографий и 250 тысяч киноплёнок, по которым можно в картинках воссоздать историю России начиная с середины XIX века. На этих документах запечатлены не только ключевые события в истории России, но и жизнь простых людей.

Ирина Лебедева: От похода в архив я не ожидала никаких особых впечатлений. Но, как оказалось, об этом я буду вспоминать очень долго.

Нам немного рассказали о работе самого архива и показали две документальные ленты: о вскрытии и осквернении мощей святителя Тихона Задонского, преподобного Сергия Радонежского и других святых и о цветной фотографии Прокудина-Горского. О первых событиях много написано и, возможно, что-то из этих кадров я когда-то видела, но два фильма вместе производят неизгладимое впечатление.

Экскурсия студентов 1 курса СФИ в Российский государственный архив кинофотодокументов в Красногорске

1919 год. На первых кадрах священнослужители просто «потрошат» мощи, разворачивают ткань, в которую завернуты останки святого (кажется, это Сергий Радонежский). Становится как-то не по себе. Конечно, всем известно, что во вскрытии мощей участвовали священнослужители, но когда видишь такое отношение, становится жутковато. Хотя кто-то наоборот, открывая раку, аккуратно перекладывает ткани и мощи, их лица скорее растерянные, чем глумящиеся. Не хотелось бы оказаться на их месте этих священнослужителей! С одной стороны, им просто некуда деться, а с другой, возможно, они хотели соблюсти хоть какое-то благоговение. После просмотра остается смешанное чувство. Глядя на многие лица, думаешь: как легко человек может лишиться разума! Только что люди толпами подходили к раке святого, крестились, целовали – и тут же начинают всё потрошить (по-другому не скажешь). «Удивительное существо» человек.

Следующий фильм – о цветной фотографии Прокудина-Горского. Я помню недавний фильм о нём – «Цвет нации», который мы с друзьями часто вспоминали и обсуждали. Но этот фильм производит не меньшее впечатление, особенно после просмотра кадров о вскрытии мощей (хорошо, что не их показали последними).

На фотографиях Прокудина-Горского запечатлена вся Россия. Его работы можно сравнить с картинами (неслучайно он путешествовал с передвижниками, как заметили в фильме). Леса, залитые солнцем, золотые поля, стога сена, маленькие фигуры крестьян за работой, множество церквей, деревни, рабочие на фабрике. В фотообъектив попал и сам Прокудин-Горский: он сидит за чем-то вроде походного столика, на котором стоят фарфоровые чашки цвета морской волны, у его ног такого же цвета заварной чайник. Поражает, что даже в походных условиях пользуются такой красивой посудой.

В фильме есть замечательные кадры с его племянницей Марией Владимировной Нарышкиной – интересная пожилая женщина из прошлой эпохи (на момент съемок ей 95 лет) рассказывает, как ребенком танцевала вечерами, когда дядя играл на скрипке. После просмотра чувствуешь, что побывал в какой-то удивительной, совсем незнакомой стране.

Затем нас отвели в хранилище архива и достали семейные альбомы царской семьи. Если бы мне кто-то сказал, что я смогу прикоснуться к фотографиям 1861 года, в жизни бы не поверила!

Марина Злуницина: Нам показали первые негативы – стеклянные пластины с нанесенной на них светочувствительной эмульсией. Позже их стали раскрашивать, чтобы получить цветную фотографию. И, конечно, мы услышали о Прокудине-Горском – пионере цветной фотографии, который оставил богатейшее наследие – коллекцию цветных фотографий России начала XX века.

В архиве хранится собрание не только негативов, но и фотографий. Со страниц семейного альбома на нас смотрят Александр III, Николай II. Поражает качество съемки. Заведующая фотохранилищем архива с любовью перелистывает страницы и рассказывает о тех, кто изображен на фотографиях. «Для вас, наверное, это уже как свой семейный альбом?» – «Да, они мне уже как родные». Мы просмотрели фотоальбом «Первый кадетский корпус» (1901), «Царский семейный альбом» (1903), трофейный немецкий фотоальбом. Уникальные кадры заставляют время оживать, позволяют увидеть лица, события, детали.

После экскурсии, чтобы как-то выразить благодарность сотрудникам архива за рассказ и возможность прикоснуться к истории России, мы передали им фильм Александра Гутмана «Братство» – кинодокумент о современном братском движении в Русской православной церкви.

Андрей Подоров: На меня очень подействовали фильмы, старые фильмы. Можно посмотреть людям в лицо, в глаза. Где еще можно узнать людей той эпохи? Содрогаешься, когда смотришь кадры о вскрытии мощей. Интересный замысел Прокудина-Горского – фотографировать Россию. Потом многое было сметено. Решил посмотреть этот фильм с подростками, чтобы подготовить их к нашему христианскому лагерю, тема которого в этом году – «Русский народ, какой он?».

Лидия Ивановна Упит, заведующая фотохранилищем РГАКФД

Лидия Ивановна Упит, заведующая фотохранилищем РГАКФД

Артем Мунтян: Это история, к которой можно прикоснуться, которая оживает на глазах. Здорово ощущать дух той эпохи через глаза её свидетелей, через их лица.

Ольга Зайчикова: Для меня прикосновение к истории – момент почти мистический. Оно всегда рождает ощущение, что история человечества – это история одного человека. Поэтому так интересно «потрогать» ее руками. Архив – место таинства.

Ирина Лебедева: Большая благодарность Екатерине Александровне Алексеевой за организацию интересной поездки. Думаю, что видеть историю в фотографиях и кинодокументах не менее важно, чем читать о ней в книгах.

Екатерина Александровна Алексеева, преподаватель курса «Основы источниковедения»

Екатерина Александровна Алексеева, преподаватель курса «Основы источниковедения»

Марина Анатольевна Чертилина, главный специалист отдела информационного обеспечения РГАКФД

Марина Анатольевна Чертилина, главный специалист отдела информационного обеспечения РГАКФД