Интересные факты о Псковской миссии
23 января в рамках Международной богословской конференции ПСТГУ прошла работа секции «Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке». Ее вел заместитель заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви, доцент кафедры истории Русской Церкви ПСТГУ священник Александр Мазырин.
Отец Александр представил доклад «Попытка легализации церковного управления Ленинградской епархии в1926 г. как предыстория иосифлянско-алексеевского разделения».
Заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского института к.и.н. Константин Обозный представил доклад «К вопросу о церковной ситуации на оккупированных территориях Северо-Запада России в 1941–1944 гг. Историко-антропологический аспект исследования».
К.П. Обозный рассмотрел факторы, которые повлияли на создание в указанном регионе церковной ситуации, благоприятствовавшей развитию миссии и духовной консолидации верующих. Ленинградская область (в состав которой на начало войны входили современные Псковская и Новгородская), со времен гражданской войны находившаяся под пристальным вниманием ГПУ-НКВД, неоднократно подвергалась «чисткам», чем объясняется в целом антисоветская настроенность населения. Оккупационная власть, напротив, проявляла в регионе относительную лояльность в отношении церкви. К.П. Обозный рассказал, с какой трогательной заботой местные жители относились к священникам, которые в период оккупации впервые за многие годы могли появиться на улицах, не боясь быть арестованными или расстрелянными.
Были и курьезные случаи. К.П. Обозный рассказал о лжесвященнике Иване Амозове. Партийный функционер, освободившийся из заключения, назвавшись клириком (которых оккупационная власть не держала в тюрьме), начал служить в храме и параллельно писать доносы на представителей духовенства. Получив очередной донос на начальника Псковской миссии протоиерея Кирилла Зайца, в котором последний обвинялся в большевизме, Псковское СД было вынуждено написать самому о. Кириллу с просьбой унять несчастного ревнителя.
Характерно, что в отношениях между людьми в период оккупации наряду с идеологическим и национально-культурным все более важным становился критерий духовного родства, отметил К.П. Обозный.
Всего на секции прозвучало более 15 выступлений. Среди них доклады магистра теологии А.Н. Сухорукова (ПСТГУ) «Митрополит Николай (Ярушевич) и архиепископ Ермоген (Голубев) — два выдающихся иерарха периода гонений», к.фил.н. А.Г. Кравецкого (ИРЯ РАН) «Неизвестный церковно-исторический проект иеромонаха Германа (Вейнберга), будущего епископа Алма-Атинского», к.и.н. Н.А. Беляковой (ИВИ РАН) «Документы о повседневной жизни приходов Русской Православной Церкви в западных республиках СССР 1970–1980-х гг.», и другие.