Перейти к основному содержимому

Индустрия подделок

Преподаватель СФИ Кирилл Мозгов и поэт

31 октября в связи с Днем памяти жертв советских репрессий в музее ГУЛАГа прошел круглый стол «Репрессированная культура», организованный Свято-Филаретовским институтом и православными Свято-Георгиевским братством и братством во имя Новомучеников и исповедников Российских. 

На круглом столе были показаны фрагменты документального фильма Виталия Якушева «Продать Эрмитаж. Как уходили шедевры», рассказывающего об одной из страниц истории разграбления культурного наследия страны с первых дней после Октябрьского переворота. За уничтожением в 1920-1930 годы памятников культуры, по выражению Ольги Седаковой – «прошлого культуры», последовало уничтожение ее настоящего – «наличного человеческого творческого материала»: люди культуры были арестованы, замучены, убиты или высланы из страны.

Но культура была не просто уничтожена. Искусственный отбор по «классовому признаку» привел к формированию культуры нового типа. «Элемент советского я всегда определяла как элемент подделки, – поясняет Ольга Седакова, – как отсутствие настоящего вдохновения, которое возможно только у свободного человека, не впустившего внутрь внешнюю цензуру». Причем людям, выросшим за «железным занавесом», вкус этих подделок не с чем сравнить.

Можно ли что-то противопоставить этому внутреннему рабству? Для этого нужно, по крайней мере, преодолевать тягу к схемам, убежден профессор СФИ Александр Копировский. «Иначе получается, что ты еще не вошел в дом, а уже знаешь, что в нем находится и как к этому надо относиться», – добавил он. Он поделился впечатлениями от своего недавнего выступления на радио, во время которого в студию позвонила возмущенная слушательница и констатировала: «У вас плохая передача: вы совершенно не говорите, как нам жить и как нам мыслить».

Истоки культурного разрыва и массового одичания следует искать еще до большевизма, уверен Александр Копировский. Были представители рафинированной культуры начала XX века, которые ненавидели классику, не понимали ее, настолько от нее «устали», что хотели чего-то ослепительно нового, опьяняющего. Он напомнил строки советского поэта Владимира Кириллова, написанные в ответ на протест Луначарского против разрушения памятников русской культуры: «Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы». Но сам его слог и стиль этих строк свидетельствуют о том, что эти люди питались молоком той самой культуры, которую хотели разрушить.

Подвергается ли культура репрессиям сегодня? Как будто нет. Но в самих людях не осталось сил на то, чтобы различать фальшь, искать красоту и правду. Тем не менее, поиск подлинности и стремление обрести в жизни какой-то простор в людях есть всегда, считает преподаватель СФИ Светлана Чукавина. Если человек хочет, то он может к ним прорваться. «Бывает так, что человек этого не хочет, и тогда нужно думать, как его поддержать, как ему можно помочь обрести свое достоинство, чтобы он захотел выйти за пределы своего маленького мещанского внутреннего мира, – добавила она. – И Господь не оставляет человека без встреч, которые помогают ему захотеть найти эту дверь».

В круглом столе также приняли участие преподаватель СФИ Кирилл Мозгов и руководитель Богословского колледжа СФИ Людмила Комиссарова.

 писатель Ольга Седакова
Профессор СФИ кандидат педагогических наук Александр Копировский
Преподаватель СФИ Светлана Чукавина
Руководитель Богословского колледжа при СФИ Людмила Комиссарова

Ольга Седакова