Перейти к основному содержимому

Иерофании в трудах Мирчи Элиаде, социологические исследования религиозности, евангельские общины в Рязани

25 июня слушатели факультета религиоведения успешно завершили обучение по двухгодичной программе профессиональной переподготовки «Религия, культура и общество», защитив выпускные квалификационные работы.

Татьяна Межнева представила к защите работу «Понятие и виды иерофаний в работах Мирчи Элиаде». Считая, что явление миру Христа как Божественного Логоса является высшим проявлением иерофании, Мирча Элиаде ставит его на один ряд с иерофанией Вишну и Юпитера и т.п. Однако описывая иерофанию как акт явления священного в земном мире и проявление сакрального начала в доступной для человека форме, автор работы приходит к выводу, что разделяя иерофании на разные уровни, связанные прежде всего с сознанием людей, Мирча Элиаде предлагает оправдать и спасти иерофании, предшествующие Боговоплощению.

В работе «Социологическое изучение религиозности: как работают критерии измерения на примере исследований в России» Наталья Мызникова рассмотрела критерии измерения религиозности в российской практике на примере исследований двух социологов: Валентины Чесноковой, автора «динамического» подхода методик исследований религиозности, и сторонника «формального» подхода Дмитрия Фурмана. Главным критерием, по которому различаются эти теории, становится самоидентификация.

«Если принять точку зрения Чесноковой, что самоидентификация православного человека является началом пути воцерковления, то социологические исследования должны показывать рост включенности человека в церковную жизнь. Однако этого, к сожалению, не происходит. Между тем, согласно Фурману, религиозность — многомерное понятие. Для её исследования необходимо изучение нескольких критериев. Основы идентификации человека как православного должны обнаруживаться через соответствие его верований и поведения религиозной норме. При таком подходе можно понять, как религиозность проявляется в жизни человека и какое оказывает влияние не только на него, но и на всю общественную жизнь. В современной России граждане в массовом порядке заявляют о своей принадлежности к православному вероисповеданию, однако это часто не влечёт за собой реального изменения религиозного сознания, стремления изучать основы православной веры и им соответствовать», — подчеркнула Наталья Мызникова.

Аттестационная комиссия высоко оценила работу «Политическое влияние в практике реализации теории воплощений тибетского буддизма» Марины Гергет, посвящённую особому культу тулку в традиции Тибетского буддизма и идее перерождения Лам.

«Современная политическая ситуация в Тибете характеризуется значительным влиянием КНР, которая активно использует институт перерожденцев для установления идеологического контроля и подавления сепаратистских настроений. Контроль над тибетским буддизмом позволяет Китаю укреплять своё влияние внутри страны и за её пределами, используя буддизм как инструмент мягкой силы. При этом лояльность духовенства и населения Тибета китайские власти поощряют инвестициями в инфраструктуру Тибета и поддержку монастырей. Но несмотря на огромное давление Далай-лама XIV и его правительство в изгнании отстаивают право на свободный выбор перерождения», — пояснила Марина Гергет.

Ольга Бирмилеева в работе «История и современное состояние общины евангельских христиан города Рязани» предприняла попытку описать и проанализировать опыт духовной жизни общины евангельских христиан в городе Рязани, путь её становления и осуществляемую миссионерскую деятельность.

«У членов общины есть особенное понимание своего служения Богу — это хождение перед Богом. Члены церкви считают служением всё, что они делают ради Бога. Сюда можно отнести как церковно значимые деяния, крупные акции, так и простые каждодневные дела. Стоит отметить, что развитие того или иного служения зависит от даров конкретного служителя и его личного вклада в их развитие либо от потребностей общины», — отметила исследователь.

«Первым членам общины в качестве общего основного её служения открылась миссионерская деятельность, которая осуществляется по двум направлениям. Первое (миссия благовестия) включает в себя “призыв ко Христу, к покаянию, создание новых церквей, евангелизация, ученичество, домостроительство местных общин”. Именно это служение осуществлялось руководителем рязанской общины Сергеем Николаевичем Поповым в Якутии, где было создано несколько общин евангельских христиан, — рассказала автор работы. — Однако община евангельских христиан города Рязани выбрала для основного служения другое направление, которое называется “миссия до края земли” — помощь гонимым христианам, страдающим за веру и нуждающимся. Оно оказалось очень близким для многих членов общины. Это направление миссии включало в себя молитву о гонимых христианах, общение с ними, сбор пожертвований, также здесь имеется в виду миссия “присутствия, вспоможения, миссия благословения, сочувствия”, — подчеркнула Ольга Бирмилеева. — Этот же призыв о помощи способствовал развитию отношений с другими протестантскими общинами. Просьбы о молитвенной и материальной поддержке не оставались без ответа. Например, одна из рязанских общин христиан веры евангельской пожертвовала деньги на покупку коровы нуждающейся семье пастора из далёкой Индии. По словам Сергея Попова, “эти небольшие пожертвования для конкретных христиан делают нас причастными к свидетельству “до края земли”, возгревают вдохновение, усиливают молитвы, пробуждают милосердие”».

«Ольге не просто удалось провести большое комплексное самостоятельное исследование, поработать с опубликованными и неопубликованными источниками, но и взять на себя труд по созданию особых исторических источников — четырёх интервью с председателем общины и её членами», — отметил руководитель работы Виталий Черкасов.

Всего было представлено и успешно защищено 14 работ. В них рассматривались концепции служения и церковного авторитета в посланиях апостола Павла; ритуалы перехода в славянских дохристианских верованиях; пост в христианстве и буддизме; традиция платонизма в России и её влияние на религиозную мысль Владимира Соловьёва; феномен сакрализации современных бытовых практик; символика и иконография Христа в римских катакомбах; развитие обрядов обрезания в иудаизме; повествования об Иосифе в Библии и Коране (сравнительный анализ); образ пророка Мухаммада в трудах Иоанна Дамаскина; религиозные праздники Древней Греции.