Факультет религиоведения в Санкт-Петербурге
Цель поездки — помочь слушателям увидеть на примере храмов и лучших музеев, как религиозная вера людей выражает себя в самых разных проявлениях культуры. Кроме того, учебная поездка предполагает встречи и общение с представителями общин изучаемых религий и конфессий.
В ходе поездки преподаватели и слушатели факультета религиоведения посетили Эрмитаж, Государственный музей истории религии, Александро-Невскую лавру, христианские храмы разных конфессий на Невском проспекте, Большую хоральную синагогу, буддийский дацан.
Своими впечатлениями делятся сами участники путешествия — слушательницы программы «Религия, культура и общество».
Мария Тардова: Нам эта поездка дала возможность вживую увидеть всё то, что мы изучаем. Сейчас расскажем вам подробнее про эти незабываемые три дня.
Алёна Кузьмина: Всё началось с прогулки по храмам Невского проспекта. Благодаря историку Александру Анатольевичу Бурову узнали, почему Александр Дюма называл Невский «улицей веротерпимости». В 1855 году (по другим источникам в 1858-м) во время путешествия по России он посетил Санкт-Петербург. Его поразило, что на Невском были сосредоточены храмы различных христианских конфессий — православный Казанский кафедральный собор, голландская реформатская церковь, евангелическо-лютеранский собор Святых Петра и Павла, католический храм Святой Екатерины Александрийской, армянская церковь Святой Екатерины.
Во время экскурсии по Александро-Невской лавре мы узнали об истории этого места, а также почтили память митрополита Никодима (Ротова) и возложили цветы на могилу архиепископа Михаила (Мудьюгина).
Екатерина Усова: Следующий пункт программы — экскурсия в Санкт-Петербургскую духовную академию. Нас принимал проректор по научной работе СПбДА протоиерей Константин Костромин. Мы узнали многое о работе академии, её научной деятельности и перспективах для студентов. Увидели библиотеку, читальные залы, внутренние храмы, а также экспозицию, посвященную выдающимся деятелям Лавры: митрополиту Никодиму (Ротову), патриархам Алексию II и Кириллу.
Мария Тардова: На экскурсии в Государственном музее истории религии, посвящённой архаичным верованиям и шаманизму, мы увидели, насколько тесно религия и обряды вплетены в бытовые условия этих народов. Можно даже сказать, что и жизнь во многом строилась вокруг этих обрядов. Например, рядом с люлькой подвешивали лоскут ткани, лук и стрелы: верили, что в случае опасности из лоскута появится прекрасная богиня-защитница и расстреляет из лука духов, которые хотят навредить ребенку.
Екатерина Усова: У нас состоялась очень интересная и, можно сказать, волнительная встреча с руководителем одной из общин буддизма направления Тхеравада бханте (монахом) Топпером. Мы расспрашивали о жизни общины, символике, жизненном пути самого Бханте и, конечно, активно интересовались учением: пытались понять суть концепции анатмавада (не-души), задавали вопросы по четырём благородным истинам, например, в чём причина страдания в трактовке Тхеравады.
Алёна Кузьмина: На третий день поездки мы посетили самую большую в России хоральную синагогу. Поскольку график у нас был плотный, мы ограничились экскурсией с рассказом об истории здания, некоторых деталях богослужения, свадебных обычаях… и всё это с фирменным еврейским юмором.
Далее отправились в дацан Гунзэчойнэй, где Пообщались с монахами уже тибетского буддизма школы Гелуг. Краткая, но очень ёмкая встреча, позволила оценить насколько разный буддизм внутри своих направлений.
Мария Тардова: И, конечно, какой же Питер без Эрмитажа! Там мы любовались исламским искусством на экскурсии Полины Сергеевны Любимовой. К слову, она сейчас учится у нас на образовательной программе «Христиано-мусульманские отношения», поэтому экскурсия проходила в дружеской атмосфере и Полина Сергеевна вела её с религиоведческими акцентами. Это были часы настоящего эстетического удовольствия.