Перейти к основному содержимому

Эмансипация в послепленном Израиле

Доклад «Выше жемчугов (Притч 31:10-31): Жена доблестная как метафора» сделала доцент кафедры изучения религий РГГУ кандидат исторических наук Наталья Киреева.
Наталья Киреева, кандидат исторических наук, доцент Учебно-научного центра изучения религий РГГУ

Наталья Киреева, кандидат исторических наук, доцент Учебно-научного центра изучения религий РГГУ

Исследовательница отметила, что употреблённое в книге Притч выражение «эшет хайиль» точнее всего переводится как «доблестная жена». Современные переводы сглаживают: «хорошая» (РБО), «добродетельная» (Синодальный), хотя древние (Септуагинта, Вульгата) не боялись оригинального смысла. Героиня и смела, и мудра, и активна, что необычно для патриархального общества и почти всего библейского канона.

Образ Жены доблестной отражает изменение социокультурной реальности в Персидский период ветхозаветной истории (конец VI – первая половина IV века до н.э.), считает Наталья Киреева. «Женскому были присвоены новые характеристики активности и самостоятельности, которые столкнулись с классическими установками (пассивность, иррациональность, слабость)», – говорит докладчица. Клинописные таблички из Персеполя демонстрируют широкую профессиональную активность персиянок в Ахеменидский период, а папирусы Элефантина подтверждают, что и в Израиле появились женщины активные и авторитетные.

Цилиндрические печати Ахеменидского периода указывают на самостоятельные аудиенции, проводимые царицами

Цилиндрические печати Ахеменидского периода указывают на самостоятельные аудиенции, проводимые царицами

Гимн Жене доблестной показывает образ не просто эмансипированной кормилицы – героиня чем-то напоминает Самого Творца, дело рук Которого «хорошо весьма» (Быт 1:31), она тоже источник силы, света и виноградарь: «Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встаёт ещё ночью и раздаёт пищу в доме своём и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие её хорошо, и – светильник её не гаснет и ночью» (Притч 31:14-18).

В Притчах жене отведено особое место в мире, она не вторична по отношению к мужу, не соперничает с ним, а составляет с ним одно целое, она его слава. «Цена её выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа её, и он не останется без прибытка» (Притч 31:10-11).

Проанализировав гимн Жене доблестной, Наталья Киреева показала, как он соотносится с другими женскими образами книги Притч, и в частности предложила возможное объяснение необычной перекличке между действиями Премудрости и Блудницы из первых девяти глав.

Проект Свято-Филаретовского института и Центра изучения религий РГГУ «Современная библеистика» проходит регулярно в онлайн-формате. Подробнее по вопросам участия: bib_sem@yahoo.com.

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00