Эмансипация в послепленном Израиле
Исследовательница отметила, что употреблённое в книге Притч выражение «эшет хайиль» точнее всего переводится как «доблестная жена». Современные переводы сглаживают: «хорошая» (РБО), «добродетельная» (Синодальный), хотя древние (Септуагинта, Вульгата) не боялись оригинального смысла. Героиня и смела, и мудра, и активна, что необычно для патриархального общества и почти всего библейского канона.
Образ Жены доблестной отражает изменение социокультурной реальности в Персидский период ветхозаветной истории (конец VI – первая половина IV века до н.э.), считает Наталья Киреева. «Женскому были присвоены новые характеристики активности и самостоятельности, которые столкнулись с классическими установками (пассивность, иррациональность, слабость)», – говорит докладчица. Клинописные таблички из Персеполя демонстрируют широкую профессиональную активность персиянок в Ахеменидский период, а папирусы Элефантина подтверждают, что и в Израиле появились женщины активные и авторитетные.
Гимн Жене доблестной показывает образ не просто эмансипированной кормилицы – героиня чем-то напоминает Самого Творца, дело рук Которого «хорошо весьма» (Быт 1:31), она тоже источник силы, света и виноградарь: «Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встаёт ещё ночью и раздаёт пищу в доме своём и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие её хорошо, и – светильник её не гаснет и ночью» (Притч 31:14-18).
В Притчах жене отведено особое место в мире, она не вторична по отношению к мужу, не соперничает с ним, а составляет с ним одно целое, она его слава. «Цена её выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа её, и он не останется без прибытка» (Притч 31:10-11).
Проанализировав гимн Жене доблестной, Наталья Киреева показала, как он соотносится с другими женскими образами книги Притч, и в частности предложила возможное объяснение необычной перекличке между действиями Премудрости и Блудницы из первых девяти глав.
Проект Свято-Филаретовского института и Центра изучения религий РГГУ «Современная библеистика» проходит регулярно в онлайн-формате. Подробнее по вопросам участия: bib_sem@yahoo.com.