Епископ Павлин (Крошечкин)
«Век владыки Павлина – время жесточайших гонений на Русскую церковь в 1920–30-е годы. Моё исследование – это попытка посмотреть через служение конкретного человека на процессы, происходящие в церкви, – рассказывает исследовательница жизни и служения епископа Павлина (Крошечкина) выпускница СФИ Елена Котова. – Это время обновленческого раскола в церкви, идёт кампания по изъятию церковных ценностей, поиск пути легализации “тихоновского” ВЦУ, проблема местоблюстительства и печальный рубеж – Декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года».
Будущий священномученик Павлин (Крошечкин) стал епископом Русской православной церкви в 1921 году. Талантливый проповедник, устроитель тайных монашеских общин и христианских просветительских центров впервые был арестован в 1922 году, затем в 1926-м за организацию тайных выборов патриарха путём сбора подписей среди архиереев, а в 1935-м по обвинению в создании «единого церковного контрреволюционного блока» был приговорён к десяти годам лагерей. Поводом послужила записка, в которой он поздравил митрополита Сергия (Страгородского) с возведением на Московскую кафедру. В лагере архиепископ Павлин говорил: «Издевательства и гонения советской власти над верующими только укрепляют нашу силу верующих в Бога, а потому мы должны неустанно поддерживать дух религии не только в себе, но и в других людях». Архиепископ Павлин был расстрелян в 1937 году.
«Ученик епископа Павлина архимандрит Таврион (Батозский), получивший от него благословение ежедневно служить евхаристию, делал это в самых нечеловеческих условиях лагерей и ссылок, – напомнила старший преподаватель СФИ Лидия Крошкина. – И знавшие отца Тавриона люди свидетельствуют, что в нём узнаваема та же пасхальная любовь к ближнему и способность зажигать сердца».
«У нас в комиссии хранятся вещи отца Тавриона: стеклянные сосуды, дискос, напоминающий конфетницу, и чаша – обычный бокал на ножке, а покровцы – обычные белые салфеточки, – рассказал заместитель председателя историко-архивной комиссии Курской епархии иеромонах Афанасий (Зимин). – В случае чего это не привлекло бы внимания. Исповедники веры служили евхаристию с большой любовью к Богу, при этом здраво, не вызывающе – пусть это будет совершаться в простоте, но ежедневно».
Ещё одно благословение, которое епископ Павлин давал своим ученикам, в том числе мирянам, – проповедь Евангелия. «На Поместном соборе 1917-1918 годов было принято решение, что по благословению старшего в церкви проповедовать могут и благочестивые миряне, – говорит декан исторического факультета СФИ кандидат исторических наук Константин Обозный. – Духовно чуткий епископ Павлин понимал необходимость исполнения этих постановлений хоть в какой-то мере, чтобы церковь оставалась самой собой».
«Владыка Павлин жил в церкви очень творчески, это настоящий пример того, как действовать в нестандартных ситуациях – одного этого достаточно для его канонизации, даже если бы он не принял мученическую кончину, – считает председатель историко-архивной комиссии Курской епархии иерей Владимир Русин. – Он не придумывал никаких тайных организаций – просто делал в тех страшных обстоятельствах всё что можно. Ему очень подходит фамилия Крошечкин: он оказался епископом в то время, когда не пришлось управлять никакими епархиями – православная жизнь раздробилась на крошечки, и ему пришлось их собирать, что он и делал до конца».
Презентация доклада доступна по ссылке.
Круглый стол «Век владыки Павлина» к столетию архиерейской хиротонии священномученика Павлина (Крошечкина) был организован историческим факультетом Свято-Филаретовского института. В дискуссии также приняли участие благочинный Путивльского района, научный сотрудник Государственного историко-культурного заповедника Путивля кандидат богословия протоиерей Александр Чурочкин, заведующая историко-церковным кабинетом при Курском Свято-Троицком женском монастыре монахиня Иустина (Трофимова), клирик храма Успения Пресвятой Богородицы города Курчатова иерей Дмитрий Татаренков, старший преподаватель СФИ Екатерина Степанова и другие исследователи.