Перейти к основному содержимому

Эффект стереоскопа против стереотипов

Изучение иностранного языка всегда требует особых усилий, как бы учишься играть по другим правилам. В каком-то смысле этому сродни и освоение языка богословия или науки, когда учишься облекать мысль в новые формы, которые, в свою очередь, могут задавать ей новые направления. Задача сложнее в квадрате, когда пытаешься на другом языке поделиться своими исследовательскими поисками. А что если рассмотреть то или иное проблемное поле в иноязычной системе координат не в одиночку, а вместе?

Такой творческий эксперимент поставили студенты Свято-Филаретовского института, проведя на английском языке семинар, посвященный обсуждению проектов своих итоговых работ. Ведущим и автором идеи была преподаватель английского языка Елена Ивановна Говорина.

На семинаре прозвучали пять докладов по литургике, библеистике, антропологии и другим богословским дисциплинам. При всем своем многообразии обсуждаемые темы были сходны в том, что ставили под вопрос разного рода стереотипы.

Ольга Хегай, исследующая таинство елеосвящения и последование погребения, коснулась проблемы отношения к веществу таинств в православной церковной практике. В частности, достаточно распространено едва ли не магическое отношение к освященному елею, которым помазывают болящего в таинстве соборования, или к святой воде. В качестве примера она привела распространенное мнение о том, что необязательно регулярно ходить в храм и причащаться, если ты можешь каждый день пить святую воду.

Другого рода стереотипы существуют в отношении христианской благотворительности. Этому был посвящен доклад Ольги Мозговой, которая подчеркнула, что далеко не всякая деятельность по оказанию помощи может называться христианской. Цель ее будущей работы как раз состоит в том, чтобы выделить принципы подлинно христианского милосердия, которые позволили бы не смешивать его с различными формами социальной работы и тем самым не путать церковь с социальной организацией.

Не менее распространенный стереотип – представление о том, что «безопасности много не бывает». Однако так ли это на самом деле, когда речь заходит об отношениях между людьми? Нет ли опасности в том, что человек, приученный из соображений безопасности быть бдительным в отношении всего и всех, в конечном счете оказывается неспособным на риск доверия? Поиску ответов на эти вопросы был посвящен мой собственный доклад.

Светлана Карева в докладе по библеистике поставила вопрос о происхождении литературного жанра апокалипсиса. Вопреки распространенной версии о том, что истоки этого жанра следует искать в персидских и вавилонских влияниях, она представила гипотезу о том, что его корни уходят в ветхозаветные пророчества.

В заключительном докладе Елены Майзиль были рассмотрены возможные (вопреки существующему предубеждению) пути взаимодействия приходской структуры и братства на примере многочисленных современных католических движений в Италии. Их опыт заслуживает особого внимания в современном европейском контексте, в то же время представляя интерес для осмысления потенциала православных движений и братств.

Как показывает опыт, преодоление стереотипов в церковной жизни требует не менее кропотливого труда, чем изучение другого языка или работа над научным текстом. Однако трудно не значит невозможно. Усилие понять того, кто говорит на другом языке, помогает осмыслить то, что могло бы остаться без внимания в пределах родного языка. Совместный взгляд на ту или иную проблему помогает увидеть то, чего не увидишь в одиночку. Так возникает «эффект стереоскопа», который не только настраивает исследовательскую оптику, но и помогает совместно преодолевать инерцию устоявшихся представлений.