Перейти к основному содержимому

«Дочка, сегодня Апостол любви, надо прийти на службу»

В Церковно-просветительском центре Крестобогородского храма Ярославля по благословению настоятеля и благочинного церквей Ярославля священника Александра Пчёлкина состоялась встреча «Праведник XX столетия митрополит Гурий (Егоров) и его круг. Духовный путь от Ташкента до Ярославля».

Выпускница Свято-Филаретовского института Фотина-Виолетта Беляева поделилась результатами своих исследований, которые вошли в её итоговую работу.

Выдающийся иерарх Русской православной церкви митрополит Гурий (Егоров) состоял в архиерейском сане около двадцати лет, с 1946 по 1965 год. В этот один из самых трудных периодов для нашей церкви он руководил поочередно семью епархиями в разных уголках Советского союза: в Средней Азии, на Украине, в Белоруссии. Управляя Ленинградской епархией, он был постоянным членом Священного Синода. Последней его кафедрой была Крымская.

«Имея опыт братской жизни — он был одним из руководителей петроградского Александро-Невского братства в 1920-е–1930-е годы — владыка понимал, что плоды в церкви приносит не просто административное, а соборное служение, когда иерархия, духовенство и миряне единодушны и действуют вместе, — рассказала Виолетта Беляева. — Поэтому вокруг него всегда собирались духовные чада и единомышленники, к нему тянулась молодёжь. Это были члены Александро-Невского братства, маросейской общины и другие люди».

Епископ Гурий (Егоров) посещает один из приходов Ташкентской епархии

Епископ Гурий (Егоров) посещает один из приходов Ташкентской епархии

Самым плодотворным его служение было в Ташкентской епархии — с 1946 по 1953 год. Но по мере усиления гонений на церковь со стороны государства, особенно во времена Никиты Хрущёва, возможностей открыто собираться становилось всё меньше, и последние годы братчики только переписывались с владыкой и иногда навещали его.

Но сам опыт собирания церкви, разделения с братьями и сёстрами не только общей веры, но и общей жизни, сохранился у тех, кто был связан с владыкой Гурием. Многие его духовные чада и люди, принадлежавшие к его кругу, из Средней Азии, Ленинграда и других городов часто приезжали в Ярославль в годы служения там одного из тех, на чью судьбу повлиял владыка Гурий, — митрополита Иоанна (Вендланда), а позже архиепископа Михея (Хархарова). В конце 1960-х годов владыка Иоанн (Вендланд), будучи правящим архиереем Ярославской и Ростовской епархии, пригласил туда служить ещё четверых духовных чад владыки Гурия.

Протоиерей Иоанн Беляков

Протоиерей Иоанн Беляков

Среди них был и протоиерей Иоанн Беляков, дед настоятеля Крестобогородского храма отца Александра Пчёлкина, по благословению которого 20 октября здесь и состоялась встреча памяти митрополита Гурия и его учеников. Во встрече также приняла участие дочь отца Иоанна Белякова — Ирина Ивановна Пчёлкина.

«У него все было на месте, — вспоминает отец Александр дедушку. — На первом месте было служение Богу. Он был настоящим человеком Церкви, благороднейшим и жертвенным, любил богослужение, любил проповедовать. Но для него были важны и семья, и физический труд».

А Ирина Ивановна рассказала, как, уходя на богослужение, отец Иоанн говорил ей: «Дочка, сегодня Апостол любви, надо прийти на службу». «Хочешь, не хочешь — собираешься и бежишь, — вспоминает она. — А после богослужения, давая каждому ребёнку просфору, он говорил: “Я тебя жду в следующий раз”. Храм всегда был полон, и до сих пор на его могилу возле Покровского храма Переславля приходит много людей».