До конца декабря в Свято-Филаретовском институте можно увидеть работы Бориса Диодорова
Борис Аркадьевич Диодоров — самый известный и именитый в нашей стране и в мире художник книги. Выпускник Художественного института им. Василия Сурикова, он начал работать над книгой в 1958 году и проиллюстрировал за годы своего творчества более 400 литературных произведений. Борис Аркадьевич работал в разных графических техниках, часто — в уникальной технике цветного офорта и акватинты. Его великолепные циклы иллюстраций выполнены в разной художественной манере, но всегда в удивительно точном соответствии с образным строем текстов, над которыми работал художник.
Его иллюстрации неотторжимы от текста
«Разглядывая офорты Бориса Диодорова, приходишь к выводу, что именно такими и должны быть “картинки” к той или другой книжке, даже странно представить на их месте другие изображения, настолько они точны и выразительны», — говорит куратор выставки Светлана Чукавина.
Борис Аркадьевич — автор иллюстраций ко многим хорошо известным детским книгам: сборнику Детских стихов Саши Черного, «Осенним сказкам» Сергея Козлова, сборнику Сказок братьев Гримм; к повестям Ольги Гурьян «Марион и косой король» и «Край половецкого поля», «Волшебной шубейке» Ференца Моры, сказочной повести Яна Улофа Экхольма «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие». Он иллюстрировал сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек», Константина Ушинского «Сивка-Бурка», книжку Натальи Кончаловской «Дело в шляпе». Художник выполнил и циклы иллюстраций к произведениям классической русской литературы — сборнику стихов и поэм Ивана Тургенева «Песнь души» и сборнику рассказов Льва Толстого «Чем люди живы».
«За цикл иллюстраций к сказочной повести Сельмы Лагерлёф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”, созданный в 1979 году — мы почти все в детстве читали ее именно с диодоровскими иллюстрациями, они неотторжимы от текста! — Борис Аркадьевич был награждён Дипломом имени Ивана Фёдорова на Всесоюзном конкурсе “Искусство книги” в 1980 году, “Золотым яблоком” на Биеннале в Братиславе в 1981-м и серебряной медалью Международной выставки книжного искусства IBA в Лейпциге. Повесть переиздавалась много раз, в том числе не единожды с заново нарисованными обложками», — рассказала Светлана Чукавина.
В 1986 году вышло первое издание книги Алана Милна в пересказе Бориса Заходера «Винни-Пух и все-все-все» с непревзойдёнными иллюстрациями Бориса Диодорова. За эту работу на всесоюзном конкурсе «Искусство книги» художник вновь получил высшую премию, Диплом Ивана Фёдорова, а позже в Вильямсбурге (США) на заседании президиума IBBY за иллюстрации к «Винни-Пуху» имя Бориса Диодорова было включено в список лучших художников мира.
Вершиной творчества Бориса Диодорова считаются иллюстрации к сказкам Ганса Христиана Андерсена. Первые из них он сделал в начале 1990-х, оформив «Снежную королеву» для известного австрийского издательства. Оригиналы в 1993 году были куплены с персональной выставки художника в Копенгагене Музеем Андерсена в Оденсе. В 1996 году за эту работу Борис Диодоров получил Диплом имени Владимира Фаворского.
«Русалочка» была выполнена для парижского издательства в 1998 году. За эти иллюстрации Борис Диодоров был награждён золотой медалью на Биеннале Иллюстрации в Братиславе в 2000 году. За оформление обеих сказок в 2001 году художник получил Гран-При Андерсена в Оденсе.
«Дюймовочка» была проиллюстрирована в 2004 году. Все сказки Андерсена с иллюстрациями Бориса Аркадьевича переиздавались много раз.
В 2002 году Международный совет по детской и юношеской литературе (IBBY) наградил Бориса Аркадьевича Почетным дипломом Андерсена. В 2003 году художник был удостоен статуса президента фонда Андерсена в России, а в 2005 году — почетного титула «Посла Андерсена в России».
В общем, мы подружились
«Мы с Борисом Аркадьевичем познакомились в совершенно необыкновенных условиях, — рассказал основатель и первый ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков на открытии выставки. — Когда я залёг в больницу с ковидом, вдруг на другой день в той же палате оказался Борис Аркадьевич. Там, как вы понимаете, никто не думает ни о каких знакомствах, там думаешь, как бы выжить, а о чем-то ещё думать было трудно. Но человек предполагает, а Бог располагает. В общем, мы по-настоящему подружились».
«Когда люди встречаются, тем более в таком не юношеском возрасте, это большая редкость. Я сразу почувствовал, что Борис Аркадьевич человек светлого духа, не просто верующий, не просто хороший художник, — добавил отец Георгий. — Я очень быстро узнал, какой художник, мне с самого начала очень понравились его работы. Я увидел, что это не просто иллюстрация, это именно явление духа. Борис Аркадьевич создаёт в своих иллюстрациях какое-то очень тёплое, очень доброе пространство. И это касается не только сказок. Например, у нас здесь в кабинете первого проректора висят иллюстрации к рассказам Льва Толстого, которые Борис Аркадьевич подарил мне. Я даже стал по-другому к Толстому относиться — из-за этих иллюстраций».
«Иллюстрация — это развитие, раскрытие того, что содержится в тексте. И это меня больше всего привлекает. Когда смотришь на иллюстрацию Бориса Аркадьевича, то хочется войти в это пространство, — признался отец Георгий. — Когда смотришь на самого Бориса Аркадьевича, хочется понять, откуда корни у этого человека. Насколько я знаю, Борис Аркадьевич коренной москвич с хорошими дореволюционными корнями, достойно проживший труднейшее время XX века. То есть он носитель настоящей русской культуры, и общаясь с ним, чувствуешь эту ниточку связи с настоящей Россией».
«Борису Аркадьевичу на днях исполнилось девяносто лет. Мы считали, что наш институт не может пройти мимо такой даты, и мы очень быстро смогли организовать эту выставку. Я думаю, что это будет очень полезно и для нашего института, и для наших студентов, и для наших преподавателей, и для наших гостей», — отметил он.
«Хотелось бы, чтобы к этим качествам, о которых я упомянул, прикоснулась и молодёжь. Ведь молодёжи это сделать особенно трудно, потому что в их окружении нет таких людей. А как наследовать русскую культуру, как осознать себя русскими, живущими на русской земле, не почувствовав такую преемственность? Это просто невозможно, это превратится в какую-то внешнюю идеологию, внешне патриотическую, то есть неподлинную. А хочется, чтобы ничего неподлинного не было, чтобы всё было подлинное. И я очень рад, что сегодня у нас есть возможность встретиться и с творчеством Бориса Аркадьевича, и с самим Борисом Аркадьевичем», — сказал первый ректор СФИ.
«Переступая порог Института, я сразу понял, что это мой дом, — обратился к гостям и организаторам выставки Борис Диодоров. — Красота, тепло, радушие и такая тихая жизнь в каждом квадратном метре помещения. Вот так я выразил бы первое впечатление, видя ваши улыбки и слыша такие замечательные слова. Мне очень приятно с вами говорить».
Надо рано начинать любить детей
«Я счастливый человек, только потому, что мои родители — мы жили на Зубовском бульваре, в старой Москве — были хорошо воспитанными. Это означало, что меня приучали работать с годовалого возраста: я что-то делал, меня просили и показывали, как, и я стремился каждый раз сделать хорошо», — поделился Борис Аркадьевич.
«Надо рано начинать любить детей, — говорит художник. — Не сдавать в детсады и так далее. Это ответственно. Ведь вспомнить достаточно старое время. Пушкин — русский человек, но он с пелёнок знал французский язык. И таких-то примеров и искать не надо. Всегда так было. А как быстро!»
«В четыре года папа пригласил меня работать. А он был художником, который всё умел делать, поэтому работа в музеях была очень интересной и многоплановой. Папа был хорошим рисовальщиком, а главное, он овладел шрифтом. Короче говоря, в четыре года я с мамой и папой ходил в Музей революции, как он тогда назывался, это на “Пушкинской”, на Тверском бульваре, в бывшем здании Дворянского собрания. И я работал, зарплату получил», — рассказал Борис Аркадьевич.
«И дело-то не в деньгах, — продолжает художник. — Они научили меня деньги ненавидеть, сразу отдавать, сразу тратить. Зачем они мне, когда у меня всё есть? И сразу подсказки: “У тебя много друзей во дворе, давай пойдём купим конфеток, ты угостишь”. И я, четырёхлетний, на свою зарплату… Ну, можно смеяться, как угодно, а они придумали».
Пойди помой руки
«А дедушка — ещё проще — показывал разорванный переплёт книги и говорит: “Давай переплетём”. “Поставь клеянку, а вот это отрежь”. А в результате — мне три года, а я переплёл книжку. Этим делиться нужно, не упускать взросление человека».
«Я в четыре года научился читать, — признался Борис Аркадьевич. — Начинал читать то, что дедушка приносил и торжественно, на белую скатерть… Это самые знаковые в моей жизни примеры, когда я чуть не задыхался от какого-то особого действия, это было как служение. “Пойди помой руки” и — “Война и мир”, подарочное издание, которое иллюстрировал не просто художник, а баталист: потому что — война! — и мир. Передо мной в четыре года раскрылся новый мир. И очень хорошо, когда ребёнок спрашивает: “А это что?” Отвечая, ты развиваешь в нём потребность идти дальше. Всё просто, оказывается».
Огромный талант художника и его выдающийся вклад в развитие искусства иллюстрации были высоко оценены и в нашей стране — в 2019 году Борис Аркадьевич был удостоен Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Борис Диодоров — народный художник Российской Федерации, член Союза художников России, почётный член Российской академии художеств.
Художник также основал музей «Дорога к Пушкину» в селе Погорелое Городище Зубцовского района Тверской области и Центр Андерсена во Ржеве, где сейчас, в дни юбилея Бориса Аркадьевича, проходит его большая персональная выставка.
В Свято-Филаретовском институте выставка, приуроченная к 90-летию Бориса Диодорова, будет работать до конца декабря. Записаться для посещения экспозиции можно по телефону: +7 (495) 623-03-80 (Анна Сафронова).