Перейти к основному содержимому

Что знают социологи о детской вере

17 июня в СФИ прошел очередной круглый стол в рамках конференции «Религия в публичном пространстве». Татьяна Фолиева, кандидат философских наук, сотрудник Научного центра современной западной психологии религии ПСТГУ, рассказала о методах изучения детской и юношеской религиозности: о существующих подходах, проблемах, поиске решений и достигнутых результатах.

Современные подходы к исследованию детской религиозности сильно отличаются от существовавших в российской социологии в 1960-80-е годы. Но несмотря на большое количество публикаций, посвященных исследованию религиозности детей, школьников и студентов, и на развитие религиозной педагогики, ярких работ по изучению детской религиозности сегодня практически не появляется, считает Татьяна Фолиева. Основная проблема – отсутствие методологии: в большинстве исследований применяются стандартные социологические опросники, мало подходящие для подобных задач.

Татьяна Александровна Фолиева, кандидат философских наук, сотрудник Научного центра современной западной психологии религии ПСТГУ, Маргарита Васильевна Шилкина, кандидат философских наук, декан факультета религиоведения СФИ, заведующий кафедрой религиоведения

Татьяна Александровна Фолиева, кандидат философских наук, сотрудник Научного центра современной западной психологии религии ПСТГУ, Маргарита Васильевна Шилкина, кандидат философских наук, декан факультета религиоведения СФИ, заведующий кафедрой религиоведения

На Западе детскую религиозность изучают в рамках социологии, антропологии и психологии. Среди ключевых проблем, на которых сосредоточены исследователи сегодня:

  • формирование образа Бога, его источники и агенты «влияния»;
  • формирование моральных и религиозных представлений/суждений;
  • дети и НРД (особенно проблема второго и третьего поколений в НРД);
  • детская «религиозность» и «духовность»;
  • религия и образование.

Остановившись на первых двух вопросах, Татьяна Фолиева рассказала об истории их изучения и о том, как на них отвечают современные западные исследователи.

Сергей Викторович Щербак, заместитель декана факультета религиоведения СФИ

Сергей Викторович Щербак, заместитель декана факультета религиоведения СФИ

Так, на изучение проблемы формирования образа Бога значительное влияние в свое время оказал Зигмунд Фрейд, по мысли которого, Бог – это репрезентация отца. Его тезис послужил отправной точкой для множества опытных исследований. Еще одна гипотеза – образ Бога складывается из черт того родителя, которого ребенок «предпочитает» другому (М. Нельсон). Согласно теории объектных отношений А.-М. Реззутто, источник представлений о Боге – не только родители, но и повседневный опыт ребенка в раннем детстве. По теории привязанностей, образ Бог олицетворяет «то, чего мне не дали». Существует теория «Self», согласно которой, Бог – это то, как я отношусь к самому себе.

Сергей Викторович Трофимов, кандидат социологических наук, заместитель декана факультета социологии МГУ

Сергей Викторович Трофимов, кандидат социологических наук, заместитель декана факультета социологии МГУ

Другой процесс, подробно исследованный социологами, – формирование моральных и религиозных представлений. В отличие от российской традиции, где ребенок считается здесь пассивным, западные теории исходят из того, что он – активный участник этого процесса.

Исследователь Эрнест Хармс при помощи проективной методики (она основана на анализе детских рисунков) выделил три этапа понимания детьми и подростками Бога и религии: 1) религия как сказка; 2) реалистичный этап; 3) индивидуалистский этап. Другие три стадии детской религиозности выделяет Лоуренс Кольберг: 1) доморальная (4-10 лет); 2) конвенциональная (общепринятая) мораль (10-13 лет); 3) автономная мораль (с 13 лет). Его ученик Джеймс Фаулер предложил более подробную «периодизацию» религиозности: 1) предварительная стадия (0); 2) интуитивно-проективная вера (3-7); 3) мифически-буквальная вера (6-12); 4) синтетически-конвенциональная (11-18 и многие взрослые); 5) «взрослая религиозность».

Анна Борисовна Алиева, кандидат социологических наук, старший преподаватель СФИ

Анна Борисовна Алиева, кандидат социологических наук, старший преподаватель СФИ

Татьяна Фолиева рассказала, какие социологические методы (наблюдение, проективные методики, интервью, опросники), по мнению западных ученых, подходят для исследования детской и юношеской религиозности в том или ином возрасте в зависимости от его специфики.

Татьяна Александровна Фолиева

Также она познакомила участников семинара с результатами собственного исследования, которое опирается на проективные методики – анализ детских рисунков и того, как они интерпретируют предложенные изображения. По итогам проведенных в школе исследований, Татьяна пришла к выводу, что развитие религиозности происходит волнообразно, и предложила следующую классификацию источников формирования образа Бога: «внешний целенаправленный» (уроки, воскресные школы и т.п.), «внешний рассредоточенный», «внутренний самостоятельный» и «внутренний социальный».

Отвечая на вопрос о сути проективных методик, Татьяна отметила, что они очень сложны, и здесь нельзя просто говорить о высокой или низкой религиозности. «Часто исследования при помощи проективных методик показывают психологические проблемы ребенка, – рассказала она. – У меня был показательный рисунок ребенка из детского сада: он нарисовал Бога с глазами, зарисованными черным. Выяснилось, что ребенка в семье бьет отец». Подростковые кризисы отражаются на рисунках через приписывание негативных черт Богу, доминирование особых цветов, резкость линий.

Сергей Иосифович Шатравский, кандидат богословия, проректор Института теологии БГУ

Сергей Иосифович Шатравский, кандидат богословия, проректор Института теологии БГУ

Однако, по мнению Татьяны Фолиевой, не все методики, разработанные зарубежными коллегами, работают в российских условиях. Это связано прежде всего с тем, что они разрабатывались и апробировались в протестантской среде. Также она отметила, что при исследовании детской и особенно юношеской религиозности следует учитывать, что она динамична, трансформируется под влиянием внешних агентов и не может рассматриваться как окончательно сформированная.

Одна из проблем, на которую указала Татьяна, в том, что результаты исследований детской и юношеской религиозности нередко выявляют изъяны существующей образовательной политики, что также не способствует развитию изучения данной сферы.

Лариса Сергеевна Астахова, доктор социологических наук, заведующая кафедрой религиоведения Казанского федерального университета

Лариса Сергеевна Астахова, доктор социологических наук, заведующая кафедрой религиоведения Казанского федерального университета

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00