Что спасет красоту?
Говорят, что о вкусах не спорят. Но дурной вкус, отсутствие чувства меры, бестактность - вполне конкретные явления. Восприимчивость к ним предполагает какой-то особый, эстетический взгляд на мир, эстетическое отношение к нему. Что это такое? Как отношение к красоте связано с этическими категориями добра и зла?
Эти и другие подобные им вопросы обсуждали 15 июня в Санкт-Петербурге на IX Кагановских чтениях - всероссийской конференции, посвященной памяти Моисея Самойловича Кагана (1921-2006), выдающегося российского философа, культуролога, специалиста в области теории ценности, истории и теории эстетики.
Тема конференции - «Эстетика и эстетическое отношение: феномен и рефлексия». В ее работе приняли участие более 30 ученых из Санкт-Петербурга, Москвы и Петрозаводска. В их числе был профессор кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Свято-Филаретовского института Александр Михайлович Копировский. Он сделал сообщение на тему «Церковное искусство как “дверь” в эстетическую практику», опираясь не только на многолетний опыт преподавания эстетики в богословских вузах, но и на ряд высказываний М.С. Кагана. В частности, марксист (!) Каган недвусмысленно писал о необходимости возврата к сфере целостного сознания. По его мнению, она была утрачена образованием в стремлении освободиться от веры, что повлекло к освобождению также «от надежды и любви».
Одним из возможных решений этой проблемы профессор А.М. Копировский назвал обращение в преподавании эстетики к изначально целостным феноменам в культуре, имеющим глубокие працивилизационные корни. Прежде всего, это храмовый «синтез искусств» (термин священника Павла Флоренского). Опыт знакомства с ним вне идеологий и произвольных ассоциаций открывает, по мнению Александра Михайловича, перспективу объемного, многозначного восприятия не только церковных, но и светских художественных произведений.