Социология религии «сильно после Вебера»
«Я не мыслила эту книгу как учебник по социологии религии, хотя и писала её для своих студентов и аспирантов, которые нередко испытывают сложности с пониманием самой дисциплины, её предмета и инструментария, – рассказывает Елена Островская. – Многие концепции, содержащие основные понятия и термины, в русскоязычной литературе не описаны, и нет переводов. Ситуация усугубляется тем, что за отдельными терминами закрепились произвольные интерпретации».
Так, под религией в постхристианской и постсоветской российской реальности понимается чаще всего православная религиозность. Религиозность – неплохой научный конструкт, считает автор книги, однако его наполнение нужно уточнить, используя социологический инструментарий, а не теологический или религиоведческий.
«Как только мы начинаем понимать социологию религии как отрасль религиоведения, мы отрываем эту дисциплину от её отраслевой матрицы – социологии, и тогда непонятно, что она изучает, – говорит Елена Островская. – Между тем, социология религии понимает себя в очень конкретных рамках – у неё есть своя предметная область, есть очерченный принятый круг отцов-основателей и разнообразный концептуальный понятийный аппарат».
В постхристианских странах нередко религия отождествляется с церковью, что искажает объём понятия и провоцирует на любую религию смотреть через призму христианства и его известных организационных форм и институтов. Контрабандное перенесение этих представлений в научный дискурс создаёт сложность для социологического исследования других религий. Ведь внутри каждой религиозной системы, её традиции существует свой набор организационных форм и функций, куда совсем не обязательно должен входить какой-то аналог церкви.
Ситуацию в России усугубляет заражённость сознания «марксистскими мемами», считает социолог. «Да, я полагаю, что у марксизма был свой “глянец”, и оттуда мы заимствовали массу штампов, которые я до сих пор слышу от своих студентов: “религия – это церковь”, “семья – ячейка общества”, – говорит Елена Островская. – Но что тогда исследовать социологу, если в изучаемой религии нет такого института как церковь?»
Елена Островская приводит своего читателя в социологию религии через рассказ об историко-материалистической концепции религии Карла Маркса и Фридриха Энгельса, с подробным анализом их работ, к концепции Макса Вебера. Также в необычном ключе пересказан Эмиль Дюркгейм. Кроме того в теоретическую часть вошли Никлас Луман и Томас Лукман.
«Необходимо не только очистить наш социологический дискурс от марксистского наследия, но и “расколдовать Вебера”, в частности уйти от известной типологии: церковь, секта, психокульт, деноминация, – считает Елена Островская. – Я хочу, чтобы моя книга помогла российским социологам освоить современный теоретический аппарат и не тратить время на то, что безнадёжно устарело».
Елена Островская – доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Занимается социологическими исследованиями религий, верующих, жизненных проектов, биографий и предельных смыслов, религиозных организаций, артхаусного кино о религии и религиозных медиа. Создатель теории традиционных религиозных идеологий и концепции транснациональных религиозных сетей. Автор книг «Тибетский буддизм» (2002/2008), «Религиозная модель общества» (2005), «Воины радуги» (2008), «Буддийские общины Санкт-Петербурга» (2016), «Социология религии. Введение» (2018).