Что и как русские психологи говорили о вере
О том, как интерпретировали понятие и опыт веры видные представители отечественной психологической науки конца XIX – начала XX века, рассказал Давид Дамте, кандидат философских наук, редактор Издательского дома «Дело» РАНХиГС, доцент кафедры теологии и религиоведения Российского православного университета св. Иоанна Богослова.
Так, основатель Московского психиатрического общества Матвей Троицкий (1835-1899) источником религиозной веры полагал психобиологический закон мотивации или самосохранения, в силу которого человеческая природа сопротивляется чувству разрушения и гибели. Этот закон направляет всю деятельность человека не только к собственному сохранению, но и к совершенствованию и, как господствующий над его деятельностью, вызывает в человеке чувство зависимости от некоторой высшей силы, отмечал Троицкий. Он первый осуществил попытку строго психологического осмысления религиозной веры в связи с понятием внутреннего опыта, который интерпретируется им в терминах ассоциации, диссоциации и абстрагирования.
В работах Георгия Челпанова (1862-1936), Николая Грота (1852-1899) – не только психологов, но и философов – вера рассматривается как один из видов познания. Вера и знание вызывают у нас уверенность в существовании определённой реальности, это два вида познания мира, два вида отражения действительности. Различение религиозной и нерелигиозной веры, использованное Челпановым, делает также Александр Лазурский (1874-1917), хотя их критерии методологически едва ли можно однозначно обосновать. Например, уже под определение Александром Яроцким (1866-1944) религиозной веры как глубокого интенсивного убеждения в правильности известных логически недоказуемых положений подходят и различные виды того, что Челпанов относил к нерелигиозной вере. Яроцкий утверждал, что вера активна и заставляет человека интенсивно воздействовать на окружающий мир, что возможно только тогда, когда у него есть некоторый запас жизненных сил. В его подходе выраженный акцент на понятии жизни и жизнеспособности сочетается с элементами социокультурного анализа. При таком подходе вера рассматривается как маркер здоровья человека.
На проблемы религиозной веры обращали внимание и представители русской психиатрии – Владимир Бехтерев, Виктор Кандинский, Сергей Суханов, Иван Сикорский, Павел Розенбах, Николай Попов. Они исследовали, в частности, патологии высших человеческих чувств (например, моральный идиотизм – неумение различать добро и зло).
Давид Дамте в своём докладе рассмотрел два периода истории отечественной психологии религии: 1880-1917 и 1917-1930 годы. Первый – время появления оригинальных исследований, формирования основных научных подходов, интеграции с мировым научным сообществом, создания Московского психологического общества, просуществовавшего до 1922 года. После революции в общественных науках начинает доминировать марксизм, к концу 1920-х годов закрываются психологические отделения и институты, а также переводческие и издательские проекты, некоторые направления и вовсе оказались под запретом, и уже в 1930-е годы исследования в области психологии религии прекращаются. С точки зрения официальной идеологии, эта сфера казалась неким буржуазным уклонением в мистицизм и оправданием религии. Многое в дискуссионном пространстве этого периода заслуживает внимания, но материалы этого времени или не были опубликованы и сохранились лишь в архивах, или были преданы забвению. Психологические исследования религии стали возвращаться в советскую науку лишь к концу 1950-х годов.
В круглом столе «Понятие веры в трудах отечественных психологов конца XIX – начала XX века» 28 января приняли участие декан факультета религиоведения Свято-Филаретовского института Маргарита Шилкина; заместитель декана факультета религиоведения СФИ Анна Алиева; старший преподаватель кафедры теологии и религиоведения РПУ Иван Негреев; профессор кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского национального исследовательского медицинского университета и кафедры клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, доцент СФИ Борис Воскресенский; доцент СФИ Галина Шпатаковская; доцент кафедры госпитальной педиатрии РНИМУ имени Н.И. Пирогова, специалист по религиозной этике Ольга Ярошевская и другие.