Перейти к основному содержимому

«Человек не объект и не ресурс — у него есть дух»

«Биоэтичекие проблемы конца жизни: взгляд ученых, взгляд христиан» — тема круглого стола, организованного 15 мая кафедрой теологии и Институтом медицинского образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого по благословению митрополита Новгородского и Старорусского Льва.
Read this in English

В научно-богословской дискуссии приняли участие руководитель сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики ИФ РАН доктор философских наук Ольга Попова, секретарь Синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Александр Абрамов, член Этического комитета Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины ФМБА России кандидат богословия протоиерей Владимир Духович, заведующий кафедрой инфекционных болезней, микробиологии и иммунологии НовГУ доктор медицинских наук, профессор Георгий Архипов.

Свято-Филаретовский институт на встрече представляла кандидат философских наук, учёный секретарь Алина Патракова, которая широко осветила принцип анонимности в донорских практиках и проблему биомедицинской объективации человека.

Исследователь обратила внимание участников круглого стола на сложное переплетение взаимодействий между различными субъектами, которые вовлечены в процесс донорства. Именно поэтому донорские практики имеют не только сугубо медицинский характер, но и затрагивают социальные, правовые, экономические, культурные, мировоззренческие и психологические стороны взаимодействия.

«В зависимости от того, что является объектом донорства, в одних случаях анонимность может быть принципиальным условием для защиты интересов донора и реципиента, а в других достаточно соблюдения конфиденциальности и неразглашения персональной информации о доноре и реципиенте третьим лицам», — отметила Алина Патракова.

Вместе тем она указала на возникшую в последние годы «экологическую» риторику в донорском дискурсе (по преимуществу американском). «Суть такого подхода можно свести к призыву “Отправь себя на переработку — будь донором органов”. Симптоматично, что здесь на первый план выходит представление о человеке и его теле как о ресурсе, который может быть использован в прагматических целях. При этом из виду исчезает другой человек, который нуждается в помощи. Тем самым отпадает необходимость апеллировать к категориям альтруизма, жертвенности, дара или даже героизма, которые в современном мире все чаще воспринимаются скептически».

«В корне этого подхода можно усмотреть проблему объективации, обезличивания человека, — заметила Алина Патракова. — На практике это может проявляться, например, в том, что страдающий пациент со всеми его переживаниями сводится к “клиническому телу” или к своего рода биомашине, которую надо починить, не вникая в его психологические и иные особенности. В донорских практиках объективация может проявляться в том, что донорские органы или ткани рассматриваются как обезличенный анатомический ресурс или запчасть».

«Однако человек не может сводиться только лишь к объекту или ресурсу в силу того, что у него согласно христианским представлениям, в отличие от других живых существ, есть дух, — подчеркивает Алина Патракова. — При обсуждении биоэтических вопросов конца жизни коллизии между наукой и верой могут возникать как раз в этой точке. В христианской антропологии преобладают трихотомические воззрения, согласно которым человек состоит из духа, души и тела. В доказательной медицине доминирует физикалистская дихотомия. Иными словами, подразумевается двусоставность человека, дихотомия тела и сознания. Однако о духе не идёт и речи, поскольку биомедицинская парадигма, позитивистская в своих основаниях, по меньшей мере, воздерживается от суждений о ненаблюдаемой метафизической реальности и не апеллирует к опыту божественного откровения. При таком сопоставлении возможно отчетливо прояснить предпосылки и мировоззренческие основания наших представлений о человеке».

По мнению исследовательницы, самое важное в таких случаях — понимать и помнить, что человек, оказавшийся на границе между жизнью и смертью, особенно уязвим для объективации, которая в определённом смысле и представляет собой торжество смерти. «В этот момент важно проследить, как те или иные воззрения определяют последующие действия. Ведь и в медицинской, и в христианской картинах мира представления о границе между жизнью и смертью напрямую связаны с принятием конкретных решений в отношении человека и целенаправленным воздействием на него», — заключила Алина Патракова.