Целостное знание: тоталитаризм, энциклопедизм или богопознание?
Об опасности темы предупредил зав. кафедрой философии и гуманитарных дисциплин и преподаватель СФИ Г.Б. Гутнер, напомнив, что слово «целый» звучит на латыни как «тотальный». Поль Рикёр называл жажду полноты знаний здесь и сейчас «радикальным злом», т.к. знание принципиально фрагментарно. В связи с этим возникают вопрос: где можно искать целостное знание, и в каком виде его получить? Этот и другие вопросы ставили перед собой участники круглого стола «Представление о целостном знании», прошедшего 28 мая в рамках конференции «Образование в XXI веке: стратегии и приоритеты».
Различать познание и знание предложил ректор СФИ, проф.-свящ. Георгий Кочетков. Без первого, связанного с личным опытом богопознания, нет христианской жизни. «Да знают Тебя, Единого Истинного Бога» (Ин 17:3). А второе (философское и научное) – действительно по своей природе фрагментарно.
Это различение поддержала поэт, доктор богословия, член Попечительского совета СФИ О.А. Седакова. Она сделала акцент на принципиальной разнице двух типов знания, указав, что святость, глубокая приобщённость к мистическому знанию не делает человека хорошим геометром или поэтом. В связи с этим очень важен процесс передачи знания, т.е. образование. Со времен Древней Греции школа заменила инициацию, т.е. приобщение ребёнка в полноте к человеческому миру. О.А. Седакова напомнила слова Симоны Вейль о благословенном труде учения – в истории хорошая школа всегда была трудной, иначе для ученика исчезал смысл её прохождения («без мучения нет учения»).
Согласившись с принципиальной целостностью христианского знания ведущий круглого стола, зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики и преподаватель СФИ Д.М. Гзгзян поставил вопрос: почему при этом целостность так слабо выражена в христианской истории? Как отличить подлинное целостное знание от ложного, псевдомистического или энциклопедического? Возможно ли обретение целостного знания без обретения целостной жизни?
В качестве ответа проф.-свящ. Георгий Кочетков указал на известный принцип ап. Павла «уже, но ещё не». Целостное знание уже дано, но человеку ещё предстоит его взять. Для этого необходимо снова вернуться к обсуждению и обдумыванию начал и исходных принципов этого мира, чему способствует эпоха постмодернизма, возвращающая нас к началам через разрушение культуры. Такое обращение было характерно для святых отцов, в центре внимания которых были не столько те или иные частные вопросы, а всё мироздание, к которому они подходили с «почтительным восхищением или благоговением», позволявшим им обрести целостную картину мира.
Участники круглого стола говорили о трудности и даже боли, которые сопровождают обретение целостного знания в этом мире. Поскольку как отметил о. Георгий «время мира сего принципиально нецелостно», эта трудность и боль всегда будут. Но, однако, само обретение возможно в эсхатологической перспективе как надежда, и как обретение полноты и совершенства в отдельных предметах и событиях этого мира. Эта полнота и совершенство обычно связывается с красотой, общением, любовью. И хотя эта полнота не абсолютна, она может нас удовлетворить и вдохновить.
Более того, некоторую полноту возможно обретать и в научном и философском знании. Возникшая в XX в. метанаука, например, теория систем, при удачном её использовании даёт возможность видеть изоморфные (подобные) закономерности в различных областях научных знаний, и позволяет увидеть мир как целое, а различные области научного знания как его подсистемы.
Завершая дискуссию, Д.М. Гзгзян заключил, что задача обретения целостного знания всерьёз трудна для человека, и образование тогда обретает смысл, когда учит жить в этом парадоксе обретения целостного знания, когда мы одновременно живём в ситуации «уже, но ещё не».