Перейти к основному содержимому

Бывает ли безбожное добро

Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Возможны ли добро и милость в обход человеческой веры? А если так эффективнее? Любая ли мотивация хороша для добрых дел, разбирались духовная дочь митрополита Антония Сурожского, волонтёр первого хосписа Фредерика де Грааф и создатель медиапортала «Такие дела», общественный деятель Митя Алешковский 11 декабря в клубе «В поисках смысла» при СФИ.

Противопоставление гуманистического и христианского подходов ложно, считает Митя Алешковский. «Помогать другим людям – это просто средство, – уверен он. – Кто-то таким образом хочет в рай попасть и спасти свою душу, я таким образом хочу спасти свою страну, кто-то хочет стать знаменитым, кто-то – свой двор сделать чистым, кто-то – стать политиком, всё это нормально. Мы все просто занимаемся разными вещами. Для вас важна духовная составляющая помощи, для меня – не важна, а для кого-то другого только она имеет значение – это их служение. Хорошо, что все мы в этой помощи участвуем».

Митя Алешковский

Митя Алешковский

По мнению обоих, главное, в чём нуждается человек беспомощный – это в обретении веры в себя. Митя Алешковский в одном из интервью назвал основной социальной проблемой в нашей стране то, что человеческая жизнь не является высшей ценностью и люди не верят в себя, не могут преодолеть «выученной беспомощности». «Это такое состояние, когда главной преградой для действия оказывается негативный опыт: раньше, когда ты пытался это сделать, тебя били по голове, поэтому теперь ты даже не пытаешься, – поясняет он. – Это состояние замораживает, обездвиживает – люди в нашей стране не верят, что они способны что-то изменить».

Фредерика де Грааф в своей книге «Открытость сердца» высказывает похожий тезис: в основе всех проблем – неверие человека в себя и наше неверие в него, которое и нужно преодолеть. «Для меня вера в себя или вот в этого человека связана с верой в Бога», – признаётся она.

Фредерика де Грааф

Фредерика де Грааф

По мнению Фредерики, эта вера и обеспечивает «важнейшую составляющую помощи человеку – со-пребывание с ним в его трудной ситуации». «Милосердие в моём понимании это не только оказание конкретной помощи, это и попытка дать человеку другое измерение жизни. Поверив в него, помочь человеку найти себя», – говорит Фредерика.

Возможно ли не внешнее присутствие, а именно сопребывание с человеком, если главная твоя забота – не он сам, а спасение души (то есть ты сам), или политический успех, или спасение некой страны? И измеряется ли подлинная помощь эффективностью решения конкретных проблем – поиска средств, своевременного аккумулирования ресурсов, отстаивания прав?

Полная запись встречи доступна на Youtube-канале клуба «В поисках смысла».