«Будьте милосердны, как Отец ваш милосерден» (Лк 6:36)
![Выступление преподавателя каритативной практики в Богословском колледже при СФИ к.м.н. Ольги Мозговой
Преподаватель миссионерской и каритативной практики на бакалавриате СФИ к.м.н. Олег Ермолаев
Декан исторического факультета ПСТГУ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/8bb6a2ef0cbf2a1cdff682d313568f1ebc184423/IMG_6726_-980x653.jpg)
23 января на секции «Благотворительность и социальная политика государства в России ХIХ–ХХ веков» выступили преподаватели Свято-Филаретовского православно-христианского института. Секцию вел декан исторического факультета ПСТГУ, к.и.н. священник Андрей Постернак.
Преподаватель миссионерской и каритативной практики к.м.н. Олег Ермолаев в своем докладе рассказал об основных принципах служения милосердия в братстве, основанном петербургским священником Александром Гумилевским (1830-1869). Как и для ряда других выдающихся церковных и общественных деятелей конца XIX – начала XX века, для отца Александра милосердие не ограничивалось оказанием помощи бедным и больным, но прежде всего было связано с возрождением человека и его преображением во Христе.
«Мы должны заботиться о том, как воскресить в народе нашем дух истинно братской любви к своим собратьям, а не о том, как сформировать то или иное общество», — писал отец Александр в своем журнале «Дух христианина» в 1864 году. Через журнал он также обращался к церковной общественности в поисках средств, желая оказать помощь тем, кто в ней особенно нуждался, и постоянно отчитывался, на что тратятся поступившие деньги. Но главной его целью было научить верующих жить в подражании Христу в деле милосердной любви, «раскрыть народу свойства истинной христианской любви и располагать его на дела разумной благотворительности бедным».
Согласно уставу, в братство могли вступать «лица всякого звания, пола и возраста, исповедующие православную христианскую веру, отличающиеся усердием к церкви и любовию к бедным, согласные давать братству определенный ежегодный взнос не менее одного рубля серебром и представляющие письменное ручательство своего духовного отца и двух братьев о незазорности жизни своей». Делами братства заведовал братский совет и общее братское собрание.
Преподаватель каритативной практики в Богословском колледже при СФИ к.м.н. Ольга Мозгова в своем выступлении проанализировала принципы христианского милосердия и благотворительности в трудах и практике преподобномученицы великой княгини Елизаветы (1864-1918) и Николая Неплюева (1851-1908). В эпоху внешнего расцвета благотворительности в России, эти два человека независимо друг от друга свидетельствовали о кризисе благотворительности церковной. Духовная жизнь благотворителей и благотворимых часто оказывалась на втором плане, а образовательные учреждения ставили своей целью социализацию, а не воспитание христиан.
В деле благотворительности «и политика, и афера, и мода, и спорт, и забота о карьере — всё, кроме дела любви», — писал Николай Неплюев. Русский помещик, представитель древнего дворянского рода, один из богатейших и образованнейших людей своего времени, он создал в своем имении Крестовоздвиженское трудовое братство. В него вошли дети из крестьянских семей, которым он дал христианское воспитание и образование и вместе с которыми разделил жизнь на евангельских основаниях. Елизавета Федоровна увидела пример служения Богу и милосердного служения ближнему в образе диаконисс первых веков, для воплощения которого разработала проект Обители милосердия.
Собственными материальными средствами и личным жертвенным служением внесшие огромный вклад в дело благотворительности, Елизавета Федоровна и Николай Николаевич явили пример милосердия, основанного на целостной христианской жизни самого благотворителя. По их представлениям, главное благо, которое можно дать ближнему, — это вовлечение его в христианскую жизнь. При таком взгляде благотворительность оказывается не отдельной специальной задачей, а прямым выражением христианского образа жизни.
В своем докладе О.Б. Мозгова опиралась на уставы Марфо-Мариинской обители и Крестовоздвиженского братства, воспоминания современников, многочисленные письма Елизаветы Федоровны, отчеты и труды Николая Неплюева, в которых получил глубокое богословское осмысление вопрос милосердного отношения к ближнему.
Организаторы конференции планируют публикацию полных текстов всех докладов в отдельном издании.
Конференция продлится до 26 января.
![к.и.н. священник Андрей Постернак
Выступление преподавателя СФИ к.м.н. Олег Ермолаев](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/b032f76e1ce15b340a577a0bef4276eff98ef0e6/IMG_6464_-980x654.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/a9f28621049022226492ec070a1c5267c65f62bd/IMG_6491_-980x654.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/3c9895f2aadb9694f3ddb18b44e44bacb805cd79/IMG_6563_-980x654.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/81961709476b5b3eeb93752517f15837b2384b94/IMG_6581_-980x654.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/f5e5392083486aa8ccf739b9d70b4464a1b907d3/IMG_6544_-980x654.jpg)