Богословие: знание и/или вера?
17 ноября в Русской христианской гуманитарной академии прошел круглый стол «Теология и религиоведение в современной России: практика образовательной деятельности». Его вели проректор по научной работе РХГА, д.ф.н., профессор Д.В. Шмонин и зав. кафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ, профессор М.М. Шахнович.
В обсуждении приняли участие представители светских и духовных образовательных учреждений различных конфессий, в которых преподается теология и религиоведение. Главный вопрос дискуссии — о разграничении этих курсов, их задачах и содержании.
Предмет религиоведения — феномен религии, поэтому оно может преподаваться как объективное знание. Предмет богословия — собственный опыт веры. Чтобы его изучать, нужно его иметь. Из этого вырастают все противоречия, связанные с преподаванием богословия (теологии) в светских вузах. Эту проблему обозначила в своем выступлении руководитель учебно-методического отдела Свято-Филаретовского православно-христианского института Л.Ю. Мусина.
Когда богословие, преподаваемое на светских факультетах, рассматривается исключительно как сфера объективного знания, оно фактически сводится к преподнесению сведений подобно тому, как это делает религиоведение. Теряется из виду само содержание богословия и «такая стоящая за преподаваемыми фактами реальность, как бытие живого Бога».
— Сегодня теология включена государственными органами в систему секулярных наук, и мы получаем опыт окончательной изоляции сферы веры от сферы знания, что беспрецедентно для богословского образования, — сказала Л.Ю. Мусина. — Люди, которые видят цель богословского образования в том, чтобы содействовать укреплению церковного сознания, становлению христианской личности, способной жить по своей вере в условиях современного мира и передавать эту веру другим, попадают в двусмысленную ситуацию, когда реальные цели не могут быть в принципе обозначены и поставлены официально в рамках светского образования.
Ректор РХГА, д.ф.н. Д.К. Бурлака указал на то, что теологию и богословское образование невозможно развивать без серьезного преподавания гуманитарных наук. Богословские факультеты должны давать знание классической культуры, языков, философии, литературы, истории.
«К сожалению, общество и государство не готовы признать, что полноценное богословское образование соединяет в себе и опыт веры, и полноценное научное гуманитарное знание», — прокомментировала декан факультета религиоведения СФИ, к.ф.н., магистр богословия М.В. Шилкина.
В обсуждении также приняли участие проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, кандидат богословия протоиерей Владимир Шмалий, зав. аспирантурой СПбДА, к.и.н. священник Константин Костромин, ректор Теологического института Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, д.ф.н., доц. А.М. Прилуцкий, зав. кафедрой религиоведения Амурского государственного университета (Благовещенск), д.ф.н., проф. А.П. Забияко, проректор Российского исламского университета (Казань) Р.Г. Батров и другие.
Организаторы: Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный музей истории религии, РХГА, Лаборатория ценностно-культурологической педагогики РХГА при Российской академии образования.
По окончании круглого стола был принят итоговый документ.
Материалы по теме:
«Антиномия объективированного подхода в преподавании теологии». Тезисы выступления руководителя учебно-методического отдела СФИ Л.Ю. Мусиной