Перейти к основному содержимому

«В церкви не на все вопросы есть однозначный ответ»

В издательстве СФИ вышел первый том «Хрестоматии по мистагогии» – приложения к таинствоводственному этапу длительной катехизации взрослых людей, основанной на святоотеческой традиции. О составе, проблематике и адресате новой книги рассказывает ее составитель, ректор СФИ профессор священник Георгий Кочетков.
Священник Георгий Кочетков

При написании мистагогических тем вы пользовались широким кругом литературы. Что из этого вы решили отобрать для «Хрестоматии» и почему?

Священник Георгий Кочетков: Я должен в первую очередь сказать, что «Хрестоматия», которая, наконец, увидит свет, – это очень важное приложение к мистагогическим темам, то есть таинствоводству, которое в святоотеческой литературе не получило большого развития, раскрытия в истории. Темы мистагогические являются достаточно сложными. Они неизбежно таковы, потому что во время таинствоводства, как и во время оглашения, мы имеем дело с современными людьми со всеми их запросами, трудностями, противоречиями, предрассудками, суевериями, влияниями, в конце концов, со стороны разных учений – философских, религиозных и культурных. И поэтому набор текстов, которые вошли в «Хрестоматию», сложился не случайно. Он сложился как необходимое приложение к тем основным текстам, которые даны в нашей мистагогии.

Что вошло собственно в эти приложения? Вошли самые интересные тексты, пусть иногда не бесспорные, требующие какого-то особого творческого подхода, а иногда даже комментария. Это тексты, которые включают вопросы, довольно важные, иногда очень важные, но в чём-то спорные. Во-вторых, в них вошли те вопросы, которые не являются самыми центральными. Для того, чтобы не уходить в сторону во время мистагогических бесед, приходится давать людям только главное. А вещи дополнительные, для наиболее интересующихся и способных людей, так же, как и вещи спорные, о чём я только что сказал, если они описаны как-то вдохновенно или очень концентрировано и правильно, – все такие вещи выведены в «Хрестоматию», в приложение к таинствоводству.

Все тексты очень интересные, но они особенно интересны в своей совокупности. Они, так же как и сама мистагогия, могут затрагивать разные подходы, учитывая, что в церкви далеко не на все вопросы мы можем получить какой-то однозначный ответ.

Кому и когда вы бы рекомендовали эти тексты читать? То есть они, прежде всего, адресованы катехизаторам, их стоит читать сразу вместе с темами, или как раз, учитывая их некоторую спорность и сложность, сначала освоить темы, а потом обращаться к «Хрестоматии»?

Священник Георгий КочетковДа, конечно, предполагается именно это – довольно интенсивное и быстрое усвоение тем и мистагогом, и мистами, теми, кто входит в таинство веры, жизни и молитвы церкви, а потом знакомство с дополнительными текстами. Можно, конечно, и не сразу читать их, а через некоторое время, потому что иногда люди не успевают сразу всё усвоить. Духовный опыт церкви очень многообразен и очень-очень непрост. А язык церкви, описывающий таинства молитвы, веры и жизни, тоже оказался к нашему времени очень непростым. Это даже составляет отдельную проблему, и мы должны это учитывать. У нас нет пока другого языка. Может быть, он возникнет, благодаря развитию христианской антропологии и богословия, может быть, удастся описывать богословские вопросы с позиций антропологических и с позиций экзистенциальных, и дай Бог, чтобы это быстрее было так. Но пока мы этого не видим, этого пока ещё нет. И поэтому, конечно, «Хрестоматия» рассчитывается, прежде всего, на мистагогов. Но она не закрыта и для тех, кто проходит таинствоводство сам. Вот это очень важные вещи, потому что даже слово о Христе, слово о нашей вере, надежде и любви должно звучать на современном языке, оно должно рассчитываться на современных людей. Ни в коем случае здесь не должно оставаться никакой схоластики, которой, к сожалению, в истории мистагогической литературы было слишком много. К сожалению, все мистагогические разработки, в том числе и святоотеческие, на сегодняшний день в каком-то смысле устарели, часто не по мысли, а по форме. Но иногда и сами мысли тоже требуют уточнения и дополнения, поскольку традиция церкви постоянно развивается. Святоотеческая традиция – это живая традиция, и она должна продолжать жить и в наше время. Вот этому и посвящены наши труды по мистагогии, а также все приложения к ним, в первую очередь «Хрестоматия», которую мы надеемся издать в четырёх книгах.

Беседовал Кирилл Мозгов

Хрестоматия по мистагогии

Хрестоматия по мистагогии

Книга 1 : Приложения к таинствоводственным темам первой ступени : Введение в таинствоводство (мистагогию). Христология. Пневматология / Сост. свящ. Георгий Кочетков. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. 208 с. 

Об издании

«Хрестоматия по мистагогии» является приложением ко всей системе оглашения, то есть длительной и полноценной катехизации взрослых людей, основанной на святоотеческой традиции, и к мистагогии, таинствоводству. В хрестоматию вошли тексты, раскрывающие как важные, но в чём-то спорные вопросы, требующие особого творческого подхода и дополнительных комментариев, так и вопросы, которые не являются самыми центральными, в связи с чем эти материалы интересны прежде всего в своей совокупности. Первая книга включает тексты, ставшие приложением к Введению в таинствоводство, а также к темам по Христологии и Пневматологии. Хрестоматия рассчитана прежде всего на катехизаторов и мистагогов, а также может быть полезна тем, кто сам проходит катехизацию и таинствоводство.

Приобрести книгу можно в книжном магазине СФИ и в интернет-магазине «Предание».