В последнем номере газеты «НГ-религии» опубликовано интервью ректора Свято-Филаретовского института священника Георгия Кочеткова
Катехизатор всея Руси
Деятельность Преображенского братства основана на доверии к каждому человеку
В праздник Благовещения 7 апреля 2003 г. ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков отметил 20-летие своего рукоположения. В 1983 г. дьяконскую хиротонию студента 3-го курса Ленинградской духовной академии Юрия Кочеткова совершил тогдашний ректор академии архиепископ Кирилл (Гундяев). Через несколько дней на Пасху должна была состояться пресвитерская хиротония, но ее отменили. А осенью того же года патриаршего стипендиата дьякона Георгия Кочеткова по настоянию советских властей изгнали из академии, и долгие годы он оставался в списках так называемых "профилактируемых". Сегодня он - ректор Свято-Филаретовского богословского института и духовный попечитель Преображенского братства.
- Отец Георгий, какое место сейчас занимает Православная Церковь в российском обществе? На этот счет приходится слышать диаметрально противоположные мнения: от признания России православной страной до сетований на почти полную секуляризацию общества...
- Это непростой вопрос. Дело в том, что положение Церкви в обществе определяется не только количеством ее прихожан. Вы, по-видимому, говорите о Церкви как о социальном институте. Безусловно, институция сейчас находится на подъеме, она укрепляется, расширяет свои структуры и инфраструктуру, заключает договоры на самом высоком уровне. В каком-то смысле церковная институция вернула себе многие позиции, утраченные после 1917 года. В обществе ощущается ее реальное влияние: она может лоббировать свои интересы, настаивать на своих взглядах, с которыми теперь считаются даже там, где по закону считаться не обязаны.
- Одна из таких принятых благодаря влиянию РПЦ инициатив - введение "Основ православной культуры" в школе. Как вам кажется, оправданны ли большие надежды, которые многие православные возлагают на это изменение в школьной программе? Мне, например, кажется, что это скорее "обязаловка", чем воцерковление народа.
- Конечно, любая "обязаловка" не нравится, тем более детям. И не потому, что они уж очень перегружены, а потому, что они - дети. Потом им хочется поразвлекаться, полениться в конце концов.
В то же время идея введения курса "Основы православной культуры" вполне правильна. Ненормально, когда человек, живущий в нашей стране, совершенно не представляет себе историю ее культуры. Разрыв в традиции таков, будто мы живем в другой стране, на другом континенте. Мир России до 1917 года - это один мир, советской России - другой. А сейчас мы - наполовину советский, наполовину какой-то третий мир, но в любом случае не первый, и это на самом деле ужасно. Если наш народ не будет "помнить своего родства", своей истории, культуры, а без православия это невозможно, то у него не будет завтрашнего дня. И "Основы православной культуры" в этом смысле просто необходимы. Поэтому многие люди эту идею восприняли, пусть со значительными оговорками, но все-таки положительно. Вопрос в том, как будет проходить ее реализация.
Реализовывать эту программу можно по-разному. К сожалению, в Церкви произошел некий соблазн, когда многие восприняли это как введение Закона Божьего в школах. Конечно, в школе может преподаваться катехизис для желающих, это нормально. Но это, во-первых, должно быть делом добровольным, во-вторых, об этом надо говорить открыто, не надо делать этого исподтишка. Меня лично расстраивает вся эта ситуация как некоторая двойная игра. Хотите преподавать катехизис в школе, говорите об этом открыто. Да, сейчас этого нельзя, и, наверное, нужно было бы очень серьезно исследовать, насколько это целесообразно (исходя из опыта того же дореволюционного времени). Но кто хочет, пусть об этом говорит прямо. Но, увы, есть некоторая нечестность в этой ситуации как со стороны защитников обязательного курса "Основы православной культуры", так и со стороны тех, кто отрицательно относится к этому.
- Вы ведете катехизацию взрослых уже несколько десятков лет, ее прошли тысячи людей, и, насколько мне известно, она связана с достаточно серьезными этическими требованиями. Как это у вас получается? Почему люди приходят и не уходят?
- Почему приходят? Потому что люди часто недовольны действительностью, потому что у них есть стремление к лучшему. Каждый человек - это живая икона Бога. А это значит - живая совесть, пусть даже иногда и раздавленная, больная, расколотая. Образ Божий в человеке - это великая тайна, а христианство есть вера в Бога и человека. Поэтому деятельность нашего братства основана на доверии к каждому, что бы мы ни знали о его настоящем или прошлом. Нет людей безгрешных.
Действительно, наш народ погряз в смертных грехах, но там, где умножается грех, часто умножается и благодать, как заметил апостол Павел. Поэтому каждый человек достоин внимания независимо от того, уходит он или не уходит. У нас прошли катехизацию больше десяти тысяч человек, и это совсем не значит, что все они остались в нашем братстве или что все до одного остались в Церкви. Я знаю только одно: чем дальше человек уходит от Бога, тем больше ему приходится испытывать тяжелых и мрачных переживаний. Поэтому главное - уберечь людей, хотя бы предупредить их от ошибок, от неверных шагов. Человек должен воплотить свою судьбу сам, нельзя стараться жить за него. Но помогать нужно всегда, это задача каждого христианина.
Нам нужно держаться друг за друга. Если мы не делаем этого, то потом горько страдаем и дорого за все это платим. А заодно и все, кто вокруг нас.
- Все, о чем вы говорите, звучит, на мой взгляд, не слишком радикально. Поэтому может показаться удивительным, что о вас и вашей деятельности приходится слышать самые разные отзывы, от восторженных похвал до почти что брани. Как вы думаете, с чем связано такое неравнодушие?
- Я думаю, с тем, что в наших исследованиях, публикациях, во всем, что мы делаем, мы затрагиваем живые темы. Я думаю, это нормальная реакция на все живое. Когда в какой-нибудь среде, тем более в такой болезненной, как наши общество, культура и Церковь, появляется что-то новое, это не может не вызвать реакции. И естественно, она будет двойной: кто-то будет восхищаться, а кто-то возмущаться. И, дело здесь не только в нас, оно скорее в болезненности нашей эпохи.
Я не ругаю ее, наоборот, считаю, что нужно благодарить Бога. Ведь она в каком-то смысле уникальна своими удивительными возможностями, о которых я могу судить даже на примере одной только моей жизни. Я думаю, что таких миссионерских возможностей, таких культурных, социальных сдвигов, которые мы переживали и переживаем во второй половине ХХ и начале ХХI века, в нашей стране не было со времени крещения Руси. Даже кризис на исходе татаро-монгольского ига был в некотором смысле более мягким. Но есть, конечно, и другая сторона медали. Есть жуткие последствия старых грехов христианских обществ, в том числе русского. Есть новые грехи и духовенства, и государства, и народа, в которых, к слову говоря, никто еще толком не покаялся.
Поэтому я думаю, что не надо бояться никакой реакции. Если ты служишь Богу, служи Ему всей совестью своей, всем сердцем своим, всем разумением своим, всей жизнью своей, так, как можешь. Совершенства в этой жизни не добивается никто, но взявшись за плуг, не оборачивайся назад, кто бы куда тебя ни тянул, как бы тебя ни обзывал и в чем бы тебя ни подозревал.
Информационная служба СФИ