«Нужно учиться дело Божие ставить выше своих предпочтений, симпатий или антипатий»
— Как получилось, что Вы стали заниматься этой темой? Что Вас в ней привлекло?
Мой интерес к теме, связанной с историей Псковской Православной Миссии возник благодаря моей учебе в Свято-Филаретовском институте. В 1998 году была написана первая ученическая работа, посвященная Псковской Миссии. Тогда я учился на 2 курсе и нужно было писать курсовую работу по дисциплине «Православная миссиология, катехетика, гомилетика», которую читал наш ректор проф.-свящ. Георгий Кочетков. Я обратился к о. Георгию и предложил свою тему курсовой, так как что-то уже слышал и читал в местных городских газетах о Псковской Миссии, а теперь представилась замечательная возможность подробно исследовать эту тему самому. Отец Георгий к моему удивлению очень живо и даже радостно отнесся к моему прошению. Оказалось, батюшка знаком с историей Миссии. Более того, один из его учителей в Ленинградской Духовной академии профессор прот. Ливерий Воронов в составе Миссии участвовал в духовном возрождении на псковской земле, и был рукоположен в Псковском кафедральном соборе на светлой пасхальной седмице 1943 г. Отец Георгий благословил предложенную тему и своим добрым напутствием воодушевил меня на исследование.
Второй замечательный человек, который поддержал меня в моем исследовании, неоднократно помогал и направлял — зав. кафедрой истории церкви СФИ, доктор исторических наук Ольга Юрьевна Васильева, которая чуть позже стала моим научным руководителем. К тому времени она написала несколько научных статей, связанных с Псковской Миссией, часть ее докторской диссертации также была посвящена этой теме, поэтому мне повезло, что моим руководителем стал не только один из лучших современных историков РПЦ в XX веке, но и специалист находящийся «в теме».
Когда курсовая работа по миссиологии была закончена, о. Георгий оценил ее довольно высоко и рекомендовал к изданию в журнале «Православная Община», что для меня стало большой честью и доверием. Тогда стала понятно, что исследование нужно продолжить. Материала становилось все больше и больше, появились новые связи и выходы, помогавшие сделать работу глубже и информативнее.
В выбранном исследовании меня привлекало прежде всего то, что тема была довольно слабо изучена. Даже в самом Пскове местные жители до сих пор очень мало знают о Миссии, подчас воспроизводятся советские мифы, очень далекие от правды. К тому же от событий тех лет нас отделяет всего 60 лет — еще можно встретить живых свидетелей и участников церковного возрождения. Стало понятно, что я должен заниматься этой темой, поскольку постоянно живу в Пскове, почти каждый день прохожу мимо храмов, которые были открыты в годы немецкой оккупации, на погостах Пскова покоится прах некоторых участников Миссии, в Пскове живут родственники членов Миссии. Не воспользоваться всем этим богатством было бы непростительным упущением с моей стороны.
Наконец, последнее, что привлекло меня в этой теме, это то, что до сих пор среди светских историков и клириков Русской Православной Церкви нет согласия по этому вопросу. Сохраняется и сегодня крайне негативная позиция в отношении церкви и ее служителей на оккупированной немцами территории. Я попытался разобраться в этом вопросе, чтобы прежде всего для себя ответить на вопрос, каково значение Псковской Миссии, и провести объективное исследование. Главной целью этого исследования стало свидетельство о подвиге Псковской Миссии как можно более широкому и разностороннему кругу потенциальных слушателей, выходящему за церковные рамки.
— Какова историческая роль Псковской Миссии в жизни РПЦ того времени?
О роли Псковской Православной Миссии в жизни РПЦ в период войны СССР с Германией можно говорить очень долго и привести множество важных аргументов. Остановимся только на трех.
Первый: духовное возрождение на оккупированных территориях, в том числе успешная деятельность Псковской Миссии, оказала определенное влияние на руководство СССР в формировании новой церковной политики. Сталин прекрасно понимал, что вопрос духовный становится определяющим в войне с Германией. Немецкие оккупационные власти не препятствовали церковному возрождению на занятых территориях, и тем самым для мирного населения представлялись зачастую меньшим злом по сравнению с советской властью, зарекомендовавшей себя как антихристианская. Сталин не мог упустить этот шанс и пошел на свертывание антицерковной политики. Поэтому памятные события сентября 1943 г. в Москве, связанные с избранием Патриарха и изменением официального курса Кремля по отношению к Церкви, стали возможны благодаря, в том числе, героическим трудам Псковской Миссии.
Второй аргумент: Псковская Православная Миссия играла определяющую роль в возрождении церковно-приходской структуры на Северо-Западе России, оккупированном немецкими войсками. Накануне Великой Отечественной войны легальная церковная жизнь в этом регионе СССР (как и во многих других областях) практически прекратилась. Благодаря Миссии многие храмы на Псковской, Новгородской земле вернулись к жизни, а в послевоенный период большая их часть продолжала действовать — у советской власти не хватило духу сразу же после окончания войны закрывать церкви, возрожденные в период оккупации.
Третий аргумент: благодаря деятельности Псковской Миссии, которая сохранила православие в этом регионе в канонических рамках Московской Патриархии, для РПЦ в целом вновь была актуализировано как одно из наиважнейших именно миссионерское служение, включающее в себя катехизацию, евангелизацию и духовное просвещение. По сути это была первая и, наверное, последняя попытка в России в XX веке вернуться к решениям Поместного Собора 1917-1918 гг. Псковская Миссия об этом не делала громогласных заявлений, но, по сути, пыталась трудиться в том направлении, которое определил Собор. Следует отметить, что начальник Управления Псковской Православной Миссии протопр. Кирилл Зайц был активным участником Всероссийского Поместного Собора РПЦ от Полоцкой епархии.
— Что в предпринятом исследовании оказалось важным лично для Вас, как ученого-историка и верующего человека? Что, может быть, Вас больше всего «зацепило»?
Для меня само исследование оказалось важной частью моей жизни. Это был бесценный опыт, который помог моему духовному взрослению. Это было увлекательное приключение со своими находками, открытиями, неудачами и потерями. Самое главное — это люди, которые встретились в моих поисках. Причем люди из разных городов и стран (Латвия, США, Канада, Австралия, Германия, Россия), разного возраста (хотя большинство конечно преклонных лет). Многие стали для меня близкими и родными, нас сроднила общая тема. Мне открылись потрясающие истории жизни таких простых и великих людей, вдохновляющие свидетельства жизни праведников Божиих, и это являлось главным стимулом продолжать поиски. А еще я на собственном опыте почувствовал, что такое благословение Божие — я приезжаю в незнакомый город, в незнакомую страну и у меня все получается: в архивах, в библиотеке я нахожу документы от которых дух захватывает, я встречаю людей в первый раз в жизни, и после короткого общения ты понимаешь, что мы близки, как будто живем давно бок о бок и они принимают и помогают тебе.
История Псковской Миссии помогла мне по-новому взглянуть на историю Великой Отечественной войны, особенно историю оккупированных территорий. Эта страница истории нашей страны до сих пор находится под мощным влиянием идеологического фактора. Жизнь на оккупированной территории была чрезвычайно сложна (хотя подчас свободы в жизни мирного населения было больше, чем в советский период), и не вписывается в упрощенные схемы и стандарты. Например, острая тема коллаборационизма. Именно обвинение в предательстве родины и советского народа стало главным обвинением в отношении членов Псковской Миссии в 1944-1945 гг. на следствии, которое проводилось сотрудниками прокуратуры Лениградского Военного округа. Очень важно, что предательство и сотрудничество совсем ни одно и то же. Сотрудничество с оккупационным режимом может оказаться во благо мирному населению. А если это помогает народу выжить и сохраниться духовно, то можно говорить о сотрудничестве во благо. С точки зрения имперского мышления это недопустимое мнение, ничего общего не имеющее с настоящим патриотизмом. Но патриотизм и любовь к родине для христианина, сами по себе не имеют ценности без любви к Богу и служения ближнему (даже если ближним окажется немецкий оккупант). Более того, такой патриотизм может оказаться непреодолимым препятствием для познания и исполнения в своей жизни воли Божией. Но для советского режима тот, кто не принимал его «ценностей», становился опасным врагом, которого нужно было перевоспитать, а лучше уничтожить. В этом смысле история Псковской Миссии очень показательна, в то же время здесь кроется серьезная трудность. Она заключается в том, что если для читателя или исследователя Церковь и духовная жизнь является абстракцией, то становятся в принципе непонятны те приоритеты, которыми руководствовалась Миссия. Тогда на первый план выступает объективный факт сотрудничества (который выражался в том, что для легальной церковной работы необходимы был контакты с военной и гражданской оккупационной администрацией), который заслоняет собой все ценные стороны служения миссионеров и как бы дает право обвинить их в предательстве.
— Какие примеры личной веры и исповедничества в истории Псковской Миссии показались Вам наиболее важными и почему?
Примеров личной веры и исповедничества в истории Псковской Миссии множество. Собственно, вся эта история и есть собрание таких замечательных примеров. Служение миссионеров было путем жертвенным, путем следования за Учителем. Поразительно, что сотрудники Миссии не оставляли своего служения до последнего момента, когда немецкие власти объявили тотальную эвакуацию и прекращение деятельности Псковской Православной Миссии. Даже тогда они, оказавшись в Прибалтике, продолжали свою миссионерскую, пастырскую работу среди русских беженцев.
Нельзя не упомянуть о мужестве священников-миссионеров, когда они служили с риском для жизни в районах, охваченных партизанским движением, когда шли к военной оккупационной администрации, чтобы отстоять интересы своей паствы, защитить мирное население. Самые страшные испытания для членов Псковской Миссии начались после освобождения северо-западных областей РСФСР и Прибалтики от немецких войск. Руководители Миссии и активные миссионеры были арестованы, подвергнуты жестоким допросам, унижениям, оклеветаны и отправлены на медленную смерть в сталинские лагеря. Для меня это является самым ярким свидетельством того, что эти сотрудники Миссии до конца следовали за Христом. Ведь здесь исполнились слова Спасителя, обращенные к ученикам, о неизбежности страданий, гонений и даже самой смерти.
Уже после смерти Сталина большая часть миссионеров была реабилитирована, было признано, что обвинения в предательстве были безосновательны, построены на лжесвидетельствах и являлись вымыслом следователей. Небольшая часть миссионеров навсегда покинула родные края и эвакуировалась с семьями в Германию, где, перебравшись в американскую оккупационную зону, пребывая долгий период под смертельной угрозой выдачи советской репатриационной комиссии, продолжали свое служение в лагерях перемещенных лиц (DP). Здесь также бесценным оказался их миссионерский опыт, ведь немалое число мирных граждан (в большинстве своем не церковных), не желая оставаться на советской территории, покидали Прибалтику и области РСФСР и отправлялись на Запад. Эти беженцы нуждались в духовной помощи, просвещении и смогли сохраниться благодаря тому, что основанием их жизни на чужбине стала Православная Церковь.
— Актуально ли сегодня исследование истории Псковской Миссии и почему?
Тема Псковской Миссии несомненно обладает актуальностью, так как рассказывает о важности и первоочередности в жизни Церкви именно миссионерского и катехизического служения. Сложная церковная ситуация на оккупированных территориях напоминает действительность, в которой оказалась РПЦ в конце прошлого века.
Руководство Прибалтийского экзархата и Псковской Миссии сознательно поставили в число приоритетных задач именно миссионерскую работу, просвещение детей и молодежи, евангелизацию народа, не замыкаясь на ремонтах и реставрации храмовых зданий. Можно и нужно изучать опыт служения Псковской Православной Миссии для того, чтобы он оживал и приносил плоды в наши дни.
Актуальность темы Псковской Миссии заключается еще и в том, что дает нам свидетельство общего служения священников и мирян. Огромный вклад в миссионерскую и просветительскую работу внесли именно миряне-сотрудники Псковской Миссии. Многие из них прошли замечательную школу РСХД в Латвии и Эстонии. Удивительным является и тот факт, что среди клириков-членов Миссии были очень разные по возрасту, уровню образования, своим предпочтениям и различному духовному опыту служители (были здесь высокообразованные священники-миссионеры из Прибалтики и батюшки, хлебнувшие из чаши репрессий в Советской России, были такие пастыри, кто сформировался еще в Российской империи, а были и только что рукоположенные священнослужители, выросшие в советских условиях), но все они дружно и единомысленно служили Церкви Христовой. Дело Божие сближает и собирает даже крайние, на первый взгляд несовместимые позиции. Этому нужно учиться, учиться дело Божие ставить выше своих предпочтений, симпатий или антипатий.
Беседовала Наталия Игнатович
Информационная служба СФИ