Перейти к основному содержимому

Как избавиться от иллюзий и не потерять веру в Церковь

Жанр этого курса – что-то вроде «медленного чтения». Вместе с преподавателем студенты вдумчиво изучают и сопоставляют официальные документы Русской православной церкви, стараясь разобраться, что и как в ней работает.
Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ, автор курса «Современное церковное устройство и вопросы церковного управления»

Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ, автор курса «Современное церковное устройство и вопросы церковного управления»

– Как возникла идея этого курса и есть ли у него аналоги в других богословских и духовных учебных заведениях?

Дмитрий Гасак: Идея этого курса родилась во время работы над учебным планом бакалавриата по теологии в связи с введением нового образовательного стандарта. Я уже не помню, кто первый озвучил идею, но когда мы рассматривали тематику дисциплин по выбору, мы увидели некую лакуну: курсы экклезиологии и церковного права, которые у нас преподаются, не совсем стыкуются с современными реалиями церковной жизни. Тогда и возникла мысль о небольшом курсе, посвященном современному церковному устройству и вопросам церковного управления, где находили бы отражение принципы и нормы церковной жизни, о которых мы говорим в курсах канонического права и экклезиологии. Ведь студентам важно научиться сравнивать нормы церковной жизни, зафиксированные в предании, с нормами нынешнего церковного устава, видеть проблемы, понимать изменения в динамично развивающейся структуре церковного управления Русской православной церкви. Мы видим, что в последние пять-шесть лет проходит большая административная реформа в церкви, учреждаются новые епархии, различные общецерковные структуры, и студенты должны иметь представление об этих процессах. Вот поэтому такой курс возник. Имеет ли он аналоги, я, честно сказать, пока не интересовался.

– Одну из двух упомянутых вами дисциплин, на стыке которых находится ваш новый курс, – экклезиологию – в СФИ тоже преподаете вы. В каких точках ощущается наибольшее напряжение между церковным учением и современной практикой?

Дмитрий Гасак: Конечно, есть много тем и вопросов, которые объединяют эти дисциплины. Но прежде всего я бы назвал вот что. Церковь, как мы знаем из Евангелия, это организм, который имеет неотмирную природу и призван существовать в этом мире, основываясь не на его законе. Это должно выражаться и в организации церковной жизни, в ее устройстве, в тех принципах, на основании которых только и может существовать церковный организм. Например, принцип доверия в противоположность недоверию, или принцип послушания в противоположность подчинению, принцип любви, наконец, в противоположность принципу закона. В курсе экклезиологии мы, в частности, говорим о том, что осуществить принцип «в мире, но не от мира» в истории очень трудно. Но насколько трудно, студенты себе не представляют. И поэтому у них довольно много иллюзий в отношении церковной жизни, иллюзий светлых или мрачных. Мы же, тем не менее, стараемся учить студентов трезвенно воспринимать реальность церковной жизни во всей ее сложности, не отрывая, скажем, Церковь в ее мистическом плане от церкви в ее канонической структуре, но и не отождествляя два эти измерения жизни христианской церкви. Для этого, с одной стороны, необходимо совершенствовать, углублять свое понимание Церкви и веру в нее (ведь Церковь – это все-таки предмет нашей веры!), с другой же стороны, – видеть трудности и проблемы, с которыми церковь сталкивается на своем историческом пути. Проблема современного церковного устройства – одна из них.

Вторая тема, которую следовало бы назвать – это существование в церкви различных образов ее жизни или различных типов экклезиологии. За две тысячи лет в церкви возникли и укоренились разные типы экклезиологического сознания. Это разнообразие существует и сейчас, в том числе и в Русской церкви. Авторы трудов по экклезиологии определяют их по разному, и в курсе экклезиологии мы стараемся все это разбирать и изучать. Это и поместно-приходское устройство, и элементы клерикальной или евхаристической экклезиологии, и принципы экклезиологии общинно-братской. И когда мы рассматриваем современные церковные документы и практику церковного управления, чрезвычайно интересно выяснять, какие экклезиологические принципы, нормы и положения в них заложены, какие имеются компромиссы и противоречия, с чем трудно согласиться, а что приходится принять.

Очень важно, чтобы студенты богословского вуза в своем понимании и знании Церкви не отрывались от действительности, то есть чтобы они, рассуждая об учении о Церкви, о вере в нее, не отрывались, что называется, от почвы. И чтобы, в то же время, сталкиваясь с ситуацией существования церкви в истории, например, Русской православной церкви в нынешних реалиях Российской Федерации, они были готовы преодолевать искушения и не теряли веру в Бога и в Церковь. Это очень трудно. Но без этого богословское образование нельзя назвать таковым. Оно должно служить совершенствованию веры студентов, обретению ими духовного опыта и при этом не быть оторванным от жизни.

– Интересно ли вам было работать над этим курсом и как вы хотели бы его развить?

Дмитрий Гасак: Конечно, чтение современных церковных документов – не самое занимательное чтение. Каноны-то читаешь, и они далеко не всегда, скажем прямо, вдохновляют. Но нужно понимать, что наша церковная структура все-таки довольно молодая: в советское время было уничтожено церковное устройство, бывшее до 1917 года, и возможность более или менее свободно развиваться наша церковь получила лишь в последние 20-25 лет. Это очень небольшой срок. Поэтому часто в наших документах и структурах видны и несовершенство и нестыковки даже чисто административные, не говоря уж про остальные.

Но, тем не менее, разбираться в особенностях современного исторического развития Русской православной церкви достаточно интересно. Опять же это не всегда вызывает радость и вдохновение, но для того чтобы понимать, в какую сторону развивается наша церковная жизнь, это необходимо. Вопросов церковного устройства и управления чрезвычайно много: на общецерковном уровне, епархиальном уровне, приходском уровне, не говоря о разного рода зарубежных учреждениях, о взаимоотношениях с поместными православными и другими христианскими церквами. Отдельная проблема – вопрос места и участия в жизни церкви церковного народа, общин, братств, других сообществ, без чего о будущем развитии православной русской жизни говорить не приходится.

Наш курс небольшой, и всего вместить не получается. В этом году мы только подробно разобрали общецерковную структуру власти и управления в нашей церкви, уделив внимание и епархиальной структуре. Интересно, конечно, и развитие зарубежных учреждений РПЦ.

Для будущего года важных тем очень много. Например, вопрос межправославного взаимодействия и созыва Всеправославного собора, ожидаемого всеми в наступившем году. Хотелось бы, чтобы студенты понимали и эту проблематику. В минувшем семестре времени на это не хватило. Интересно было бы сравнить структуру управления Русской православной церкви со структурой управления Римско-католической церкви или протестантских церквей и увидеть, что здесь общего, какие различия. Этот аспект также влияет на проблему христианского единства. Для современного церковного человека, получающего высшее богословское образование, эти вопросы чрезвычайно важны. Без них невозможно получить представление о реальности современной церковной жизни. Впрочем, может быть, какие-то из названных тем более актуальны для магистратуры.

Для Церкви Христовой существование в истории – это крест. С одной стороны, нам не заповедано выходить из истории, но с другой, соглашаться с законами жизни мира сего (а многие нормы церковной жизни просто взяты из светской, государственной структуры управления) тоже нельзя. Необходимо в этом разбираться. Без этого нельзя понять, какие формы взаимодействия между разного рода церковными группами, сообществами, в конце концов, отдельными людьми являются собственно церковными. В церкви много говорится о соборности, но что это, каким образом механизм соборности может осуществляться на практике – это большой вопрос. У нас даже есть целая комиссия Межсоборного присутствия, которая призвана разрабатывать эти темы. Им тоже это не просто делать. Вот и мы стараемся разбирать все эти вопросы в нашем учебном курсе, в надежде, что эти усилия принесут свои плоды.