Перейти к основному содержимому

Его будут читать, но не сейчас

А.С.Хомяков. Автопортрет. Вторая половина 1830-х годов. Холст

Кифа: В этом году исполняется 200 лет со дня рождения А.С. Хомякова. В апреле прошла конференция, посвящённая этому событию, журнал «Вестник РХД» собирает мнения значимых общественных и культурных деятелей о наследии Хомякова. И всё же есть ощущение, что его не очень ценят и не очень знают. Почему?

Священник Георгий Кочетков: К сожалению, это достаточно естественно. Дело в том, что сейчас вообще мало читают, да и мало понимают. Люди постигают азы. Огромная часть церкви – «старая гвардия» – практически вся «вышла в расход», а новых имён, новых людей нет. Хомяков же – не человек азов, он человек более утончённой духовной культуры и традиции Церкви. Так что придёт время, его будут читать, как будут читать Аверинцева, как будут читать Бердяева и Булгакова. Но не сейчас.

Кифа: И как Вы оцениваете это время – через десять лет, через пятнадцать?

Священник Георгий Кочетков: Это невозможно сказать, это зависит, в том числе, и от нас, это зависит от общей судьбы народа, церкви, страны, вообще от исторической судьбы мира. Чем лучше будет эта судьба, эта история – тем быстрее их будут читать и тем плодотворнее будет это чтение. И надо бы делать всё, чтобы читали сейчас, именно сейчас, – чем быстрее, тем лучше.

Кифа: Можно ли считать таких людей, как Хомяков, предтечами  русского религиозного возрождения начала XX века? И стоит ли вообще ожидать, что крупная личность всегда порождает движение, или судьба России – выезжать за счёт подвига одиночек, как об этом говорил Аверинцев?

Священник Георгий Кочетков: Безусловно, Хомяков – предтеча возрождения. Вспомним хотя бы  специальную книгу Бердяева о нём, совершенно не случайную – не так уж много книг Бердяева посвящено какой-то личности, я даже сразу и  вспомнить не могу, были ли у него ещё какие-то книги, посвящённые персоналиям, кроме Константина Леонтьева. Кроме того, в  начале XX в. ещё сильны были младославянофилы. А ведь первое поколение славянофилов – и совершенно не случайно – своим лидером всегда считало Хомякова. И это удивительно: Аксаковы, Киреевский и другие крупные деятели славянофильского движения всё-таки почтительно уступали место Хомякову, хотя он, казалось бы, не покрывал всего поля их интересов, особенно народных, исторических, национальных. Так что с одной стороны, он – человек-подвижник, он – человек-личность, а с другой стороны, он – зачинатель движения, так что здесь и то и другое удивительным образом сходится.

Кифа: При том разрыве традиции, который мы переживаем, всегда есть соблазн просто вернуться к месту разрыва. Это очень ярко чувствовалось в начале 90-х годов, и Хомякова тогда, по моему ощущению, читали больше, чем сейчас. Сейчас это пошло на убыль, видимо потому, что люди почувствовали бесплодность такого простого решения. А какое решение тут возможно? Как, на Ваш взгляд, может пойти путь творческого осмысления наследия Хомякова?

Священник Георгий Кочетков: Посмотрим. Как раз двухсотлетие и покажет. Была конференция, есть интересный опрос в «Вестнике РХД» – посмотрим, какой материал выйдет в результате. Церковь, к сожалению, промолчала. Были только отдельные выступления отдельных людей, но церковь никакого юбилея в связи с двухсотлетием со дня рождения Хомякова почти не заметила. И это, конечно, очень тревожный симптом, потому что как раз сейчас, на мой взгляд, после застоя последнего десятилетия, даже не просто застоя, а отступления назад в последние годы, начинает оживать интерес к таким личностям, как Хомяков. И пусть люди возобновили бы чтение хотя бы одной только книжечки – «Церковь одна», это именно сейчас уже имело бы значение. К сожалению, наши церковные деятели не обратили внимания на столь значительный юбилей и столь важную веху в истории русской  духовности и русского богословия.

Кифа: Мне кажется, что одного только чтения тут  недостаточно, потому что, в конце концов, и вычитывать можно разное.

Священник Георгий Кочетков: Безусловно. Но всё-таки, когда читаешь Хомякова, трудно ему не сочувствовать. Он тот человек, который не может быть «и нашим и вашим» – или человек сочувствует ему и тогда читает, или не сочувствует и тогда просто не читает – так же, скажем, как при чтении тех же Бердяева или Аверинцева. Так что здесь чтение, мне кажется, всегда идёт на пользу. 

Источник: Газета «Кифа» №5-6 (20-21) 2004 года