Перейти к основному содержимому

«Без истории церкви невозможно понять современность»

Для чего и как изучать церковную историю XX века, рассказал заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ кандидат исторических наук Константин Обозный, подводя итоги первого года работы программы профессиональной переподготовки «История Русской православной церкви в XX веке» в нашем институте.

На кого ориентирована программа профессиональной переподготовки «История Русской православной церкви в XX веке»?

Константин Обозный: Данная программа прежде всего рассчитана на тех, кого этот вопрос не оставляет равнодушным, кто понимает, насколько принципиально это время не только для жизни России и Русской церкви, но вообще для христианского мира. Конечно, чтобы освоить эту программу, лучше всего уже иметь высшее гуманитарное образование, поскольку по широте и сложности рассматриваемых проблем она ориентирована на уровень магистратуры. Мы надеемся, что она вызовет интерес не только у выпускников бакалавриата по теологии нашего института.

Данная программа поможет демифологизации истории, особенно ближайшей от нас по времени. Со стороны представителей современного церковного консервативного крыла мы сейчас наблюдаем попытку представить прогрессивную часть церковного общества в негативном свете и все проблемы и ошибки XX века свалить на неё. В то же время со стороны либеральной части нашего светского общества всё чаще можно услышать различные обвинения в адрес официальной церкви, причём не только современной, но и начала ХХ века, и периода становления советского государства, и времен Великой отечественной войны, и позднесоветского времени. Во многом это связано с плохим знанием исторических реалий. Историю православной церкви невозможно изучать только по официальным документам, решениям, которые принимались на заседаниях Синода или архиерейских соборов. Жизнь церкви была гораздо более объемной, глубокой и многосторонней. Я надеюсь, что эта программа будет способствовать очищению исторических исследований от мифологии, от идеологии, и потому будет иметь и апологетическое значение.

Что касается места нашей программы в российской системе профессионального образования, трудно предсказать, что получится. Прямого или косвенного государственного заказа на тщательный анализ этого периода и этой темы нет. То, что нужно чиновникам и официальным структурам, не всегда совпадает с запросом историков. Но я надеюсь, что для церковно-исторической науки, для высокого знания в нашей стране эта программа будет приносить свои плоды и будет свидетельством подлинности и честности исследователей тех непростых тем, от которых иногда у неискушенных учёных могут опуститься руки. То есть эта программа должна не вводить людей в уныние, а наоборот, вселять в них надежду и помогать видеть реальную роль церкви, её значение для жизни общества и наши исторические перспективы.

Какие задачи ставит перед собой программа?

Константин Обозный: Создавая эту программу, мы хотели представить историю Русской православной церкви в ХХ веке в её историческом, социальном, антропологическом, культурном контексте. Хотя она называется «История Русской православной церкви в ХХ веке», довольно большое внимание в ней уделено и вопросам конца XIX века, таким, например, как нарастающая секуляризация и эмансипация в общественной и политической жизни. При этом в данном курсе мы стараемся анализировать проблемы не только с сугубо исторической точки зрения, но и обращаться к социологии, религиоведению, христианской антропологии. Невозможно рассматривать Православную церковь в Российской империи и в Советском союзе в отрыве от контекста и религиозной ситуации, от бурного развития различных духовных течений, как близких к церкви, так и далеких от неё и даже оппозиционных или альтернативных ей.

Многие важные темы, до сих пор имеющие неоднозначную оценку, такие как установление патриаршества в Советском Союзе в 1943 году, изъятие церковных ценностей в 1922 году, обновленческий раскол и другие, часто преподносятся и в литературе, и в СМИ либо очень схематично, либо идеологически. На мой взгляд, это не всегда связано с определенным заказом, а часто просто с незнанием и некомпетентностью.

Несмотря на то, что за последние 25 лет вышло немало качественных научных трудов, всё-таки целостного концептуального взгляда на историю Русской церкви в ХХ веке до сих пор не сложилось. Даже когда проходят конференции, связанные с определёнными именами, темами, датами, касающимися и российского, и советского общества, и Православной церкви, – как в 2017-м году, и даже когда собираются лучшие представители церковной истории, всё равно такая концепция не вырабатывается. По-видимому, только встречи этих кругов на конференциях и семинарах недостаточно, и поэтому наш институт и кафедра предпринимают усилия к тому, чтобы если не представить научному сообществу такую концепцию, то по крайней мере сделать в этом направлении серьёзные шаги. Мы стараемся приглашать для преподавания и разработки учебных программ, семинарских и практических занятий тех представителей исторической науки, которые сейчас плодотворно трудятся над этими вопросами. Собирание этих сил, совместные научные труды – это ещё одна задача нашей программы. И третья задача – это взращивание в нашем институте специалистов в области истории XX века. Сейчас многие студенты богословского факультета интересуются именно историей церкви ХХ века, пишут итоговые работы по этому направлению. Это связано с серьёзным духовным и научным интересом к проблемам церковно-государственных отношений, общинно-братского движения в ХХ веке, осмысления опыта новомучеников и исповедников церкви Российской.

Вы упомянули о необходимости создания взвешенной концепции церковной истории XX века. Какими вы видите ее ключевые опорные точки?

Константин Обозный: Есть несколько стержневых тем, на основании которых эта концепция может создаваться. Во-первых, это церковно-государственные отношения, потому что многие судьбоносные для церкви повороты были связаны с тем, как то или иное государство – российское или советское – пыталось использовать Православную церковь в своих интересах. Вместе с тем и объяснять всё, что происходило в церкви, только моделью церковно-государственных отношений, не верно. Во-вторых, нужно говорить о собственно внутрицерковной жизни в приходах и общинах, как связанных с приходскими структурами, так и не связанных с ними напрямую. В-третьих, для понимания жизни церкви принципиальны вопросы духовного образования и просвещения, которое несомненно влияет на расстановку акцентов и приоритетов в духовной жизни. Ещё одна важная тема – связь Православной церкви с другими конфессиями, религиозными движениями, юрисдикциями, в том числе взаимоотношения с Зарубежной церковью – той частью Русской церкви, которая после печальных событий 1917-1920 годов оказалась за пределами отечества. Необходимо учитывать и развитие общественной и культурной жизни, которое оказывало большое влияние на церковь.

Это редкий случай, когда программа по истории создаётся и преподаётся на богословском факультете. Как в ней сочетаются богословская и историческая составляющие?

Константин Обозный: Это важное сочетание, потому что как богословие невозможно понять, не зная истории церкви, так и церковная история на глубине не может быть исследована в отрыве от веры церкви, то есть от богословия. Вместе с тем, в поле внимания студентов окажутся даже такие не богословские и не церковные дисциплины, как «История советской повседневности», «Проблемы изучения устной истории» или «Истоки и эволюция тоталитарных режимов». Поднимаются и исторические вопросы, связанные, например, с развитием общин и братств в советском государстве, их местом в церковной жизни – а значит, с вопросами экклезиологии. В нашем курсе мы говорим о жизни Русской церкви в эмиграции и не можем не касаться русского религиозного ренессанса – одного из главных источников христианского богословия XX века. Освоение дисциплин, посвящённых уже упомянутым взаимоотношениям Русской православной церкви с другими деноминациями, тоже потребует богословской квалификации от наших студентов.

Помимо собственно академической науки, в каких ещё сферах востребованы преподаваемые знания?

Константин Обозный: В каком-то смысле, без понимания такого большого длиной в век периода, прямо граничащего с нашим временем, вообще невозможно ориентироваться в современном гуманитарном знании. Всё повисает в воздухе, современное мирочувствие, культура зачастую не связаны с историей мысли и вообще историей, и эту связь надо скорее устанавливать и укереплять. Произошел разрыв не просто в историческом знании, а в ощущении реальности. И для понимания и преодоления этого разрыва та область знания, с которой знакомит наша программа, необходима и школьным учителям, и университетским преподавателям философии, культурологии, политологии, социологии, социальной психологии и многих других дисциплин. Поэтому мы надеемся, что у нас будут студенты, а главное, что за этот период истории всерьёз возьмутся и другие учебные заведения.

Для тех, кто живет в современной России, важно понять, что Православная церковь, хотим мы этого или нет, играет заметную роль в жизни общества. И знание того, что было тридцать, семьдесят или сто лет назад, в том числе в отношениях церкви и общества, власти и церкви, многое даёт для объективного понимания современных процессов.