Перейти к основному содержимому

Бакинская епархия: прошлое и настоящее

Архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр

Азербайджан — светское государство, при этом девяносто шесть процентов его граждан исповедуют ислам. Христиане составляют лишь два процента населения, а вся Бакинская епархия насчитывает шесть приходов. Как живут православные, будучи религиозным меньшинством? Как Православная церковь в Азербайджане решает вопросы подготовки священнослужителей? Об этом Информационной службе СФИ рассказал архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр.

Анна Алиева: Владыка, в вашей епархии нет своего духовного учебного заведения. Каким образом вы готовите кадры священнослужителей?

Архиепископ Александр: Большинство священнослужителей нашей епархии — граждане Азербайджана. Я должен сказать, что молодежь наши храмы посещает, принимает активное участие в богослужении. И тех, кто проявляет стремление дальше идти по пути церковной жизни, мы направляем в учебные заведения в России, где они получают соответствующее образование. Но есть, к сожалению, одна проблема: не все они к нам возвращаются. Часто молодой человек во время обучения в духовной школе знакомится с девушкой и решает вступить в брак. А невеста в ультимативной форме заявляет, что ни за что в Азербайджан не поедет. И я как архиерей становлюсь перед проблемой: отпустить или нет? Конечно, по-человечески жалко, и чаще всего приходится отпускать. Но, сами понимаете, нам гораздо интереснее, чтобы человек остался в епархии. Бывает и так: способный молодой человек, живущий полноценной церковной жизнью, вступает в брак, мы его рукополагаем, а потом отправляем учиться заочно. Такой путь решения кадровой проблемы для нас более приемлем. Ну а самых талантливых людей нас зачастую просят оставить для дальнейшей работы в учебных заведениях и церковных структурах. Так что желающие учиться и служить Богу есть, но не все, к сожалению, потом трудятся у нас.

Анна Алиева: Ведется ли на приходах работа с молодежью?

Архиепископ Александр: У нас есть воскресные школы при двух городских храмах. При воскресной школе собора Рождества Богородицы существует театральная студия, где дети обучаются основам драматического искусства. Не факт, что из них получатся актеры, но рождественские и пасхальные спектакли они успешно ставят. При Михайло-Архангельском храме есть детская изостудия. Ежегодно у нас проводится конкурс детского творчества «Земное и небесное». Кроме того, раньше мы проводили детские лагеря, и я сам активно участвовал в их организации, когда был поэнергичней. Сейчас для меня это уже затруднительно в силу обязанностей и даже, может быть, возраста. Сегодня их проведение стали брать на себя какие-то другие структуры: иногда такие лагеря организует российское посольство совместно с русской общиной. Наше дело — обеспечить их духовную составляющую.

Что касается молодежи, раньше у нас был молодежный клуб, и ребята очень активно в нем участвовали, но духовенство, к сожалению, не молодеет, и с годами силы у активистов этой клубной работы немного иссякли, поскольку на них стали ложиться всякие административные проблемы. Сейчас есть молодежный клуб в Интернете, причем в нем состоят не только православные, но и мусульмане, и представители других религий. Сегодня они едут в детский дом для умственно отсталых детей. Они периодически посещают разные детские дома. Все эти молодые люди где-то работают и из своего личного заработка выделяют какую-то лепту для этих детей, возят им одежду, игрушки, технику.

Анна Алиева: Есть ли в межрелигиозной сфере еще какое-то взаимодействие между простыми прихожанами — такое же, как эти акции?

Архиепископ Александр: Мы проводим много совместных акций: выпускаем журнал, организуем совместные конференции — совсем недавно прошла конференция молодежи по проблеме абортов, болезненной и для Азербайджана. Не так давно прошла акция, в рамках которой мы вместе помогали беженцам, собирали средства в помощь нуждающимся. Таких совместных трудов бесчисленное множество, и это не единовременное, а постоянное соработничество.

Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума Межрелигиозного совета сказал, что мы должны перейти от толерантности, терпимости к конструктивному религиозному диалогу. У нас в Азербайджане такой конструктивный межрелигиозный диалог уже идет. Вот еще один пример: сейчас управление мусульман Кавказа выпустило сборник трудов патриарха Кирилла «Свобода и ответственность» на русском и азербайджанском языке (перевод выполнил Бакинский славянский университет).

Анна Алиева: Одно из направлений научной работы нашего Свято-Филаретовского  института — изучение наследия новомучеников. Мы считаем, что этот опыт ХХ века очень важен для современной церкви. В Бакинской епархии наверняка тоже были свои новомученики — изучается ли этот опыт, как, кем?

Архиепископ Александр: К Бакинской епархии прямое отношение имеет митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). В бытность семейным человеком, священником, он проходил пастырское служение в городе Гянджа (тогда Елизаветполь, а потом, в советское время, Кировабад). Овдовев, в 1902 году он принял монашество. В 1918 году он был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским. До Тифлиса он не добрался, а в Баку, где в это время также начались церковные нестроения, жил несколько месяцев и нормализовал здесь церковную жизнь. В 1920 году владыку Кирилла перевели на казанскую кафедру. То, что мы сейчас имеем в Бакинской епархии, — это наследие митрополита Кирилла. Память о нем сохранилась. Он много содействовал упорядочению церковной жизни здесь, на территории нынешнего Азербайджана. Даже конфигурация епархии до сих пор такая, какой митрополит Кирилл представил ее патриарху Тихону.

Протоиерей Иоанн Восторгов, один из первых новомучеников, тоже несколько лет трудился в той же самой Гяндже. Он был законоучителем в гимназии, сменив в этой должности будущего митрополита Кирилла (Смирнова). Память о нем тоже жива.

В соборе Рождества Богородицы почитается священномученик Иоанн Ганчев. Он был настоятелем этого храма, потом его перевели на юг Азербайджана. Сохранился храм, в котором он служил и который расписывал (к сожалению, служителей у храма нет, поэтому он просто законсервирован). Его арестовали, выслали в Казахстан и в Карлаге расстреляли. Он прославлен в 2000 году в Соборе новомученников и исповедников российских.

Мой непосредственный предшественник епископ Митрофан (Поликарпов) погребен у нас в кафедральном соборе. Он скончался в 1934 году. Его сначала долго мытарили: он служил в Воронежской епархии, затем в Елабуге и других местах в Поволжье, а затем его направили сюда. Здесь он был ограничен в правах, ему редко позволяли совершать богослужение. Он был прекрасный проповедник. Его посадили за то, что в день памяти святителя Митрофана Воронежского, имя которого он носил в монашестве и земляком которого был, он в проповеди сказал, что святитель Митрофан был духовником императора Петра Великого, создателя российского военно-морского флота. За эту фразу его посадили, а поскольку он был стар и немощен, он отсидел около года и его выпустили умирать. Он умер уже совершенно больной. Когда мы в министерстве безопасности взяли его дело, то увидели, что там сохранилось его завещание. Он просил свой труд, монографию по свт. Митрофану Воронежскому, и свою панагию после кончины передать местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию. А себя он просил похоронить под фундаментом кафедрального собора города Баку. И вот когда нам передали собор и мы познакомились с завещанием, я обратился к святейшему патриарху Алексию за благословением исполнить волю владыки Митрофана и перезахоронить его под фундаментом кафедрального собора. Святейший патриарх Алексий благословил обустроить крипту в соборе. Мы обратились к властям, нам разрешили эксгумацию. Потом была проведена судебно-медицинская экспертиза. И вот он перезахоронен в нашем кафедральном соборе. Мы всегда 16 декабря, в день его кончины, проводим молитвенные чтения в его память.

 

Беседовала Анна Алиева
Материал подготовлен для Информационной службы СФИ