Поздравления и приветствия, прозвучавшие на актовом дне СФИ
Епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря:
Досточтимый отец ректор, дорогие братья и сестры!
Я рад тому, что имею сегодня возможность передать благословение от Его Святейшества, Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и его праздничные поздравления с этим замечательным днем, который широко отмечается научной и церковной общественностью в России, в Русской церкви – праздником святителя Филарета, митрополита Московского – всем вам, высокому собранию.
Отмечая этот день, прежде всего, конечно, молитвой перед мощами святителя Филарета, мы должны сделать для себя отметину в своем сердце, в своей жизни, настроив себя на «филаретовский лад», на тот образ жизни, который вел святитель Филарет.
Вот мы сейчас все пели замечательный тропарь: «Духа Святаго благодать стяжав, <…> разумом просвещенным истину и правду проповедал еси». В этом тропаре совершенно четко определены те духовные ориентиры, ценности и приоритеты в христианской и церковной жизни, которые должны быть у нас: прежде всего, стяжание благодати Духа Святого через молитву, через доброделание, через пост, через святые таинства; через все то необходимое для нашего спасения, что предлагает нам святая Церковь, и второе совершенно непреложное условие нашей активной церковной жизненной позиции – «разумом просвещенным истину и правду проповедать». Это тоже совершенно необходимая задача, которую должен ставить для себя христианин. И решать для себя и ту, и другую задачу каждый конкретный человек, именующий себя православным, должен в совокупности. Потому что учение от делания молитвенного, от духовного делания неотделимо. Я это говорю сейчас с полной ответственностью, обращаясь к вам, ко всем здесь собравшимся. Почему? Потому что перед Русской православной церковью сегодня стоит очень важная задача – научение вере Христовой, называемое катехизацией. Научить вере одним словом невозможно. Передать человеку просто знания о вере – это будет меньше, чем полдела. Научить человека вере можно только опытным служением, передавая свой личный опыт от сердца к сердцу, от человека к человеку. Здесь, конечно, огромная задача стоит перед епископатом Русской церкви, перед каждым священнослужителем, но и перед каждым мирянином.
Опытом можно делиться по-разному: можно навязывать свой жизненный опыт, можно незастенчиво или застенчиво его предлагать, можно его афишировать, можно каким-то образом делиться этим опытом. Я думаю, что для православного христианина очень важен тактичный путь в современном обществе, когда мы предлагаем свой жизненный опыт другим людям, когда мы ищем тех, с кем этим опытом необходимо поделиться. И я думаю, что все те церковные структуры, которые сейчас осуществляют свое служение в Русской церкви, занимаясь религиозным образованием, занимаясь катехизацией, должны искать пути взаимодействия между собой, чтобы выработать, при всем многообразии, общий подход к тому служению, которое сегодня осуществляет Русская православная церковь. Существует множество различных подходов к ведению той работы, которой мы все вместе с вами занимаемся, но этот подход обязательно должен быть церковным. Что значит церковным? Это значит, быть созидательным, выдержанным в духе любви Христовой и взаимного уважения друг ко другу. Если на уровне епархий, приходов, учебных заведений Русской православной церкви, светских учебных заведений мы сможем найти эту общность в любви друг к другу, то мы обязательно найдем и общность в любви ко Христу. Это важно для православной церкви, для нашего православного сообщества и, конечно, это имеет особую важность для российского государства, потому что православие всегда было, есть и, я надеюсь, и я абсолютно в этом уверен, будет тем базовым фундаментом, на котором строится российская государственность.
Поздравляя вас с днем памяти святителя Филарета и обращая свое и ваше внимание на его жизнь, на его труды, на его подвиг, я хотел бы пожелать всем нам вместе неоскудевающей помощи Божией в этих трудах: терпения, любви и мира сердечного, который и есть не что иное, как проявление благодати Духа Святого в нашей жизни. Еще раз вас всех сердечно приветствую, желаю и вам, и себе этих благодатных даров Духа Святого и успешного делания на ниве Христовой.
С праздником!
Прот. Михаил Прокопенко, и.о. заведующего службой коммуникаций отдела внешних церковных связей Московской патриархии:
Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую всех участников с днем памяти святителя Филарета, митрополита Московского, который в подлинном смысле этого слова был целой эпохой в жизни нашей Церкви. Внимание к его деятельности, к его богословскому и проповедническому наследию всегда будет знаменем, которое будет помогать всем трудящимся в институте, носящем его имя, в осуществлении тех высоких задач, которые вы перед собой ставите, и о которых так замечательно сказал владыка Меркурий.
Нужно помнить также и о том, что всякие усилия христианина при преображении мира, направленные на то, чтобы имя Христово прославлялось в нашем народе, бывают успешны тогда и только тогда, когда совершаются соборно, когда совершаются без привнесения в Церковь злого духа осуждения одних другими, когда они совершаются так, что правая рука в хорошем смысле «знает, что делает левая рука». Сегодня, после избрания святейшего патриарха Кирилла на первосвятительский престол, дискуссия о том, какой должна быть миссия Церкви, каким должно быть ее просветительское служение, получила новый импульс – эта дискуссия вновь ведется оживленно, высказывается много новых идей, новых соображений, и можно надеяться, что некоторое негативное наследие, которое омрачает где-то взаимоотношения многих людей, в главном единомысленных, останется в прошлом.
Я сердечно приветствую руководство Филаретовского института, всех его преподавателей, всех тех, кто получает знания в этом учебном заведении от имени председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Волоколамского Илариона. Хочу пожелать всем вам помощи Божьей.
Владимир Викторович Бурега, помощник ректора Киевской духовной академии и семинарии по научно-исследовательской работе:
Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры! Позвольте мне передать поздравления с этим прекрасным праздником от ректора Киевской духовной академии Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Бориспольского. Действительно, имя свт. Филарета для всей Русской церкви звучит по-особому: это действительно покровитель богословской науки, покровитель духовного и вообще религиозного образования, поэтому неслучайно этот день для образовательных учреждений Русской православной церкви всегда связан с какими-то празднованиями. В Московской духовной академии существует давняя традиция Филаретовских вечеров, в Филаретовском институте существует прекрасная традиция проводить актовые дни.
Позвольте мне к этому празднику передать вам несколько подарков от владыки Антония. Я обращу внимание лишь на некоторые из них, которые имеют, как мне кажется, непосредственное отношение и к сегодняшнему празднику. Прежде всего, это периодические издания Киевской духовной академии – «Труды Киевской академии» и студенческий академический журнал «Летописец». Это периодические издания, выходящие несколько раз в год.
Еще одно издание – буклет, посвященный истории КДАиС (в этом году мы отмечаем 20 лет с момента возрождения: после почти 30-летнего перерыва в 1989 г. была возрождена Киевская духовная семинария). Это первая синтетическая попытка изложения нашего исторического пути, ведь Киевским духовным школам скоро исполнится уже 400 лет, мы существуем с 1615 года. Его презентация будет у нас только на наш актовый день, который празднуется на ап. Андрея Первозванного, так что это еще необсохший от типографской краски экземпляр.
Ну и, пожалуй, самый важный подарок – переиздание Катехизиса свт. Филарета. Это совершенно особое переиздание. Наверное, в этой аудитории не нужно напоминать, что Катехизис свт. Филарета, сыгравший чрезвычайно важную роль в отечественной богословской науке, был написан еще в начале XIX века, и многочисленные современные переиздания осуществляются с текста 1839 г. Уже в начале XX века этот текст, несмотря на всю глубину и красоту, выглядел достаточно архаично; преподаватели Закона Божьего, законоучители в гимназиях часто жаловались на то, что их ученики не понимают его. И уже тогда предпринимались попытки пересмотреть текст, его как-то редактировать, приблизить к современности. И вот в последнее время Издательский отдел Украинской православной церкви по инициативе Синодальной богословской комиссии УПЦ попытался проделать подобную работу. Конечно, текст свт. Филарета был максимально сохранен, редактировались лишь те места, которые уже явно не соответствуют историческим реалиям, как, скажем, устройство Поместных православных церквей или высшее управление РПЦ. Эти места, конечно же, были отредактированы в соответствии с современными реалиями. Кроме того, при редакции постарались стилистически максимально приблизить к современному языку, к пониманию современного человека те архаизмы, которые встречаются в тексте. Ну и, пожалуй, самое важное – были написаны специальные комментарии к тем дискуссионным богословским местам, которые в XX веке неоднократно обсуждались в нашей науке. Это и учение об удовлетворении, и еще какие-то моменты, которые необходимо пояснять. Также были внесены пояснения, касающиеся тех вопросов, которые в XIX веке, быть может, не были актуальными. Это то, что касается взаимоотношений церкви и государства, каких-то вопросов биоэтики, которые прекрасно изложены в Основах социальной концепции, поэтому, опираясь на Основы социальной концепции, на вышедшие тома Православной энциклопедии, была предпринята попытка дать современному читателю такой текст, который мог бы ответить на его вопросы. Более того, выпущен комплект – книга и к ней аудиокнига. Я думаю, что и для опыта катехизации СФИ это будет интересно. Книга вышла совсем недавно, только что была презентация в Киеве, и вот теперь я передаю экземпляр вам.
Спасибо за внимание! С праздником!
Глава Издательства Московской Патриархии прот. Владимир Силовьев:
Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!
Я в свою очередь хочу поприветствовать вас с Актовым днем. Это очень важное событие для всех нас, особенно тех, кто помнит советские годы, когда учебных заведений было достаточно мало, круг их интересов был достаточно ограничен, и попасть в эти духовные учебные заведения возможно было лишь после многочисленных фильтров. Я сам начинал учиться в советское время, да и кончил, фактически, еще при советской власти, если считать 1985 год, с какими-то оговорками, еще советской властью… И поэтому для нас – и для меня лично, и, я думаю, для каждого из вас, из присутствующих в этом замечательном доме Русского зарубежья, основанном в честь великого писателя Александра Исаевича Солженицына, это большая радость. Но большая радость еще и потому, что сейчас духовное образование имеет огромный, широкий спектр: существуют академии, существуют семинарии, существуют богословские университеты и институты. Свято-Филаретовский институт занимает здесь особую нишу. Я с удовольствием присутствую на Актовом дне этого института. Он собирает в своих стенах достаточно серьезный интеллектуальный потенциал. Это становится все более и более известным, и дай Бог, чтобы и дальше распространяло свои плоды.
Нужно подчеркнуть, что святитель Филарет, покровитель этого института – он же святой отец, а святоотеческое наследие для нас, православных людей, имеет огромное значение. И, конечно, мы всегда помним его слова (считается, что их ему приписывают – но всякий чувствует, что это его слова) – «наши перегородки до Бога не доходят». Это относится не только к меконфессиональным отношениям, хотя прежде всего к ним. Но и во всех отношениях, я думаю, это интересная и глубокая богословская фраза, исходящая из верующего сердца святителя Московского Филарета.
Спасибо вам большое.
О. Георгий:
Хочу просить всех, кто выступил, передать благодарность и Святейшему патриарху, и архиепископу Илариону, и архиепископу Антонию. Для нас это большая радость, потому что Церковь собирает свои силы. Нам очень приятно и радостно видеть, что идет настоящее оживление, есть возможность живого разговора, в конце концов, дискуссий. Действительно, могут быть разные позиции; Церковь никогда этого не боялась и не должна бояться. Православие не означает одномыслие. Единомыслие — это не одномыслие, это всем понятно. Но почему-то в 90-е годы чувствовался страх, что если кто-то не думает точно так же, как другой человек, то надо обязательно подозревать друг друга в отступлении от чистоты веры или еще в чем-нибудь подобном. Слава Богу, это время ушло или проходит. Будем надеяться, что возродится дух благодати, любви и свободы, без которого подлинное православие немыслимо.