Перейти к основному содержимому

В СФИ состоялась защита итоговых работ его выпускников

Enter caption here

Студентка Свято-Филаретовского института, недавно получившего государственную аккредитацию, Юлия Кувшинская, кандидат филологических наук, представила на защиту работу «История формирования евхаристического эпиклезиса в свете литургических исследований XX в.: подходы и проблемы». В русскоязычной литературе пока не существует специальных исследований на эту тему. В работе было показано, что принятое на рубеже XIX-XX вв. представление об апостольском происхождении чина Евхаристии и существовании изначальной цельной евхаристической молитвы с апостольских времен не находит подтверждения в современной науке. В ранней церкви существовало разнообразие местных традиций. Лишь позже, в IV в., постепенно происходит унификация литургических традиций и формируются те чины, которые используются в настоящее время. При этом тема Церкви в эпиклесисе теряет центральное место, акцент в нем переносится на преложение даров. Автор рассмотрела корни евхаристического эпиклезиса, проанализировала его виды в ранних анафорах, а также рассмотрела классические анафоры, которые содержат важнейшие сведения о евхаристическом эпиклезисе, его литургическом и богословском многообразии.

«Современные формы церковной работы с молодежью и перспективы воцерковления молодежи (на примере приходов и объединений г. Москвы)» рассмотрела в своей работе Вера Карулина. Исследование, проведенное автором, в основном, на материалах интервью, взятых у руководителей молодежных объединений, кружков и т.п., как православных, так и инославных, может иметь значение для определения стратегии и тактики миссионерской работы с молодежью, в т.ч. работы молодёжных епархиальных отделов.

Ни для кого не секрет, что молодежь сегодня с трудом входит в церковь, а войдя в нее, далеко не всегда в ней остается. Это касается и детей верующих родителей. Анализ собранных автором материалов показал, что сейчас под воцерковлением понимаются, чаще всего, либо внешние формы церковности, либо просто социализация молодежи с «церковным акцентом». Поэтому Вера Карулина связывает перспективы воцерковления молодежи с ее вхождением в общину, которая принципиально отличается от даже хорошо организованного прихода, а само воцерковление — с поэтапной системой групповой молодежной катехизации, ориентированной на личностные особенности членов групп. Автор подчеркнула, что необходимо стимулировать у молодежи личностный выбор и проявление ответственности не только за себя, но и за других, а одним из наиболее прямых путей к воцерковлению назвала деятельное служение милосердия.

Обе работы были признаны соответствующими квалификационным требованиям, а соискательницам присвоена искомая ученая степень.