Перейти к основному содержимому

В СФИ открывается первая в России программа подготовки социальных координаторов

Комментировать
Осенью 2018 года в системе российского профессионального образования появится новая специальность – социальный координатор. Представители новой профессии будут помогать самым слабым и одиноким людям – пожилым, тяжелобольным и умирающим.

Образовательная программа «Социальная работа в системе долговременного ухода» была разработана в Свято-Филаретовском православно-христианском институте (СФИ) совместно с благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» и фондом помощи хосписам «Вера». СФИ и станет первым вузом в России, готовящим новых специалистов.

Зачем нужны социальные координаторы

Задача социального координатора – сделать так, чтобы, оказавшись в трудной ситуации, никакой человек не оставался со своей бедой один на один. Людям, которые перенесли инсульт, инфаркт, столкнулись с онкологией или просто остались в старости в одиночестве, бывает трудно даже выйти из дома, не говоря уже о том, чтобы собрать документы на льготы, организовать лечение и уход, обеспечить себе нормальный уровень жизни.

Первый проректор СФИ Дмитрий Гасак

Первый проректор СФИ Дмитрий Гасак

«Перед нашим обществом стоит задача новой консолидации, чтобы люди, которые нуждаются в помощи – наши соседи, коллеги, родные, друзья и знакомые, – не чувствовали себя изгоями в силу своего возраста или состояния здоровья», – считает первый проректор СФИ Дмитрий Гасак.

«В России помощь социальных работников обычно сводится к бытовым услугам: сходить за продуктами, принести пенсию, лекарства, в то время как потребности людей, нуждающихся в социальной помощи, гораздо шире. Социальный координатор – это тот, кто видит конкретную ситуацию человека и выстраивает для него “маршрут помощи”, привлекая разных специалистов: юристов, психологов, медиков, социальных работников, волонтеров», – поясняет руководитель социальной программы, проректор СФИ Марина Наумова.

Одна из важнейших задач такого специалиста – поддерживать высокий уровень жизни человека, помогать ему сохранять самостоятельность и достоинство.

«Врачи и медсестры обязаны обезболить, снять симптомы, обеспечить уход, чтобы не было пролежней, подгузники поменять. Но у медицинского работника практически нет возможности поговорить с человеком, узнать о его желаниях или почитать ему книгу. Качество жизни больного человека, так же как и здорового, не определяется только тем, что у него ничего не болит и не нужно менять подгузник. Человеку необходимо общение, возможность делать то, что хочется, а может и помогать другим», – говорит Эсмина Кайибханова, руководитель программы «Обучение и развитие» фонда помощи хосписам «Вера».

Эсмина Кайибханова, руководитель программы «Обучение и развитие» фонда помощи хосписам «Вера»

Эсмина Кайибханова, руководитель программы «Обучение и развитие» фонда помощи хосписам «Вера»

«Тот, кто помогает человеку “ходить своими ногами” – самостоятельно жить среди людей, берет на себя очень благородный труд, возвышающий и самого социального работника, – уверен Дмитрий Гасак. – Такое служение требует неформальной, глубинной этической основы и веры в человека, которому ты помогаешь. Это полезно и даже спасительно не только для тех, кто получает помощь, но и для всего общества, в котором не должно быть людей второго сорта».

Социальная помощь – это практика

Ключевое место в обучении социальных координаторов отведено практике и мастер-классам. Ведь настоящая помощь предполагает способность разобраться в конкретной ситуации или даже ее предвидеть. Один из курсов так и называется – «Работа со случаем».

«Разбор случаев – это основной принятый сегодня в мире способ обучения социальной помощи, – рассказывает Ольга Шалковская, преподаватель курса «Работа со случаем», специалист по социальной работе Городского ресурсного центра семейного устройства. – Мы будем знакомиться с разными ситуациями, обмениваться опытом».

Ольга Шалковская, преподаватель курса «Работа со случаем», специалист по социальной работе Городского ресурсного центра семейного устройства; Марина Наумова, руководитель программы «Социальная работа в системе долговременного ухода», проректор СФИ; Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ

Ольга Шалковская, преподаватель курса «Работа со случаем», специалист по социальной работе Городского ресурсного центра семейного устройства; Марина Наумова, руководитель программы «Социальная работа в системе долговременного ухода», проректор СФИ; Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ

Существенное внимание в программе также уделено навыкам общения, которые имеют ключевое значение в социальной работе.

«Способность общаться, умение верно говорить и внимательно слушать – одна из главных компетенций для людей, работающих с тяжелобольными, – говорит Эсмина Кайибханова. – Например, врач обычно слушает пациента около 12 секунд и начинает задавать встречные вопросы. Но если дать человеку возможность говорить хотя бы минуту, то можно быстрее узнать подробности, необходимые для разрешения ситуации».

В теоретической части программы предполагается изучение правовых, финансовых, организационных и методологических основ социальной работы, особенностей психического состояния престарелых, тяжелобольных и умирающих людей.

Как создавалась программа

Идея открыть программу подготовки социальных координаторов в христианском вузе принадлежит Теодору Шанину, основателю и президенту Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН). В конце 2015 года на одной из встреч со своими друзьями из Свято-Филаретовского института он сказал: «Вам нужно заниматься социальной работой. Если бы я не был атеистом, я бы прямо сказал, что вам сам Бог велел заниматься социальной работой».

В экспертный совет по разработке образовательной программы «Социальная работа в системе долговременного ухода», помимо представителей СФИ и МВШСЭН, вошли директор благотворительного фонда «Старость в радость», член Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елизавета Олескина, сотрудник фонда «Старость в радость» Кира Белелюбская, заведующий лабораторией методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Рогозин, профессор кафедры социологии Московского государственного гуманитарно-экономического университета Эльмира Наберушкина, руководитель направления «Старшее поколение» фонда Елены и Геннадия Тимченко Вадим Самородов и другие.

Кира Белелюбская, сотрудник фонда «Старость в радость»

Кира Белелюбская, сотрудник фонда «Старость в радость»

Процесс создания новой системы долговременного ухода в России начался после встречи президента РФ с представителями крупнейших благотворительных организаций прошлым летом, рассказала сотрудник фонда «Старость в радость» Кира Белелюбская. «Сегодня социальный работник, приходя два раза в неделю, оказывает на дому только бытовую помощь, он не умеет и не должен оказывать персональный уход, – пояснила она. – Люди живут без горячего питания, без еженедельного мытья, даже без ежедневного умывания. И государство больше ничего не может предложить такому человеку, кроме как переехать в интернат. Чтобы человек мог жить дома и не только получать необходимый уход, но и научиться большей самостоятельности, и нужен специалист, которого мы будем готовить по новой программе».

Как поступить учиться

Обучение по программе профессиональной переподготовки «Социальная работа в системе долговременного ухода» займёт 1 год. Теоретические занятия будут проходить по вечерам, практика – в дневное время. В качестве вступительного испытания абитуриентам предлагается написать небольшое эссе. Вступительная кампания пройдет в августе. Стоимость обучения составит 15 тысяч рублей в семестр.

Новая образовательная программа, как и вся деятельность Свято-Филаретовского института, финансируется из частных пожертвований.

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Социальные сети
Контакты
Жизнь СФИ в фотографиях