«Родная жизнь тем и замечательна, что человек не один в ней»
В 1925 году в Москве, вопреки трудным обстоятельствам того времени, в годы гонений на церковь образовалась православная община. Как ни тяжелы были внешние условия жизни церкви, будущий отец Сергий (тогда еще Василий Петрович) с друзьями вошли внутрь церковных стен, приняв «на себя полную ответственность за то, что нас ожидало там», – как вспоминал позднее отец Сергий.
«Нас, вошедших в общину, было семь человек. Некоторые из нас взялись помогать в хозяйственных делах, а другие стали на клирос, чтобы осваивать церковное пение. Самое дорогое для нас было то, что мы вошли в строй уставной церковной службы с ее божественно-мудрой красотой. Под большие праздники совершались “всенощные бдения”. Это означало, что мы начинали службу около десяти часов вечера и оканчивали в пять-шесть часов утра. Хотя внешнее убожество наших богослужений в такие праздничные дни было особенно очевидно, но мы его не видели. Теплота соборной молитвы все преображала, нищета раскрывалась богатством, а души наши преисполнялись светлой радости. По окончании службы была братская трапеза. Она была убогая, так, кое-что, но и в ней сладость духовная была неизъяснимой. Она была отзвуком “вечери любви” первых христиан».
29 октября 1929 года большая часть членов общины была арестована и отправлена в ссылки и лагеря. Рассеянные по всей России, они сохранили свою духовную семью – переписывались, отправляли посылки, добивались свиданий, поддерживали друг друга. Письма, написанные ими друг другу в этот период, были собраны впоследствии в книгу «Далекий путь». Много лет спустя архимандрит Сергий вспоминал: «Так открылась новая страница нашей жизни, и эта жизнь сама нашла для себя имя – «родная». ... Родная жизнь тем и замечательна, что человек не один в ней, а вместе с другими проходит свой жизненный путь, и когда мутные волны бьют и угрожают ему потоплением, то родная любовь спасет от поглощения безымянной бездной. Она бессильна поглотить тех, кто связан узами любви, так как в ней присутствует Сам Христос».
В начале 30-х годов отец Сергий по взаимному согласию с женой принимают монашество. До 1947 года по благословению епископа Леонида (Антощенко) отец Сергий в храме не служил, а трудился там, где его принимали с судимостью: на строительстве канала Москва-Волга, Куйбышевской ГЭС – в Дмитрове, Куйбышеве и Ульяновске.
После войны община отца Сергия поселилась недалеко от ст. Фирсановка под Москвой. По благословению патриарха Алексия I о. Сергий стал служить в Патриаршем Богоявленском соборе. В течение нескольких лет отца Сергия переводили из храма в храм; в 1959 году его отправляют за штат, но ненадолго – в 1961 году отца Сергия назначили в храм Покрова Божией Матери в Медведково. Земной путь архимандрита Сергия (Савельева) завершился у Престола Божьего в Рождественскую ночь 1977 года за праздничной службой в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове от сердечного приступа.
Отец Сергий всегда исповедовал: таким, каким мы его узнали, он стал благодаря «родной жизни». В общине он черпал силы для своего церковного служения. В 1948 году, спустя 2 месяца после выхода на открытое служение, он писал общинникам: «Все мое настоящее служение – не мое, а наше родное служение. … Вся наша жизнь служит свидетельством этой любви. Господь миловал нас именно за эту нашу верность Ему».