Религия в светской школе
Если ребёнок будет изучать светскую этику, то будет хорошо себя вести. Примерно так большинство родителей формулируют свои ожидания от одного из модулей школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Следует ли в таком случае ожидать от «Основ православной культуры» воспитания верных чад Русской православной церкви, а от «Основ буддийской культуры» – подготовки насельников для тибетских монастырей? О том, кто, как и для чего должен преподавать ОРКСЭ, говорили участники круглого стола «Светская школа и религия», который состоялся в Свято-Филаретовском институте 4 апреля.
Учебный курс ОРКСЭ был введён в российских школах полтора года назад. Дети изучают его в четвертом и пятом классах. В зависимости от предпочтений своих родителей они знакомятся с одним из шести учебных модулей: «Основы мировой религиозной культуры», «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры». В прошлом году большинство детей изучали первые три модуля. Их преподавание, как правило, ложится на учителей младшей школы, реже – учителей истории, мировой художественной культуры, литературы.
Рассказать или наставить?
Трудность представляет не только вопрос, как говорить с детьми о религии без занудства и морализаторства, но и каким должен быть результат этого разговора, что именно должны вынести школьники из нового курса, какие задачи ставит перед учителями образовательный стандарт. С одной стороны, по конституции, защищающей свободу совести, обучение в светской школе не предполагает, что детям будут прививать, пусть и с разрешения родителей, ценности христианства или ислама. С другой стороны, «Основы православной культуры» в массовом сознании представляются именно чем-то вроде воскресной школы.
В европейских странах религиозное образование бывает двух типов, пояснил директор Института религиозной педагогики РХГА доктор педагогических наук Федор Николаевич Козырев. В одном случае речь идёт о воспитании в той или иной религиозной традиции (по выбору родителей). В другом – об обязательном светском, или, как предпочитает выражаться Фёдор Николаевич, неконфессиональном образовании, которое предполагает лишь знакомство с феноменом религии и их многообразием. Интересно, что первый вариант в Европе примерно в три раза более распространён.
Российский стандарт даёт как бы «двойную гарантию светскости». Он оставляет за родителями право выбора того или иного модуля, в то же время сохраняя неконфессиональный характер каждого из них. Курс ОРКСЭ не предполагает, что детей будут вводить в тот или иной религиозный опыт, как и не требует, чтобы они заявляли о своей конфессиональной принадлежности. Строго говоря, речь в российском образовательном стандарте идет о чисто культурологическом экскурсе. Но тогда возникает вопрос о том, насколько оправдано деление курса на модули. По мнению самих учителей, оно не нужно. В то же время само по себе многообразие подходов к преподаванию ОРКСЭ в разных классах и школах, по мнению Фёдора Николаевича Козырева, чрезвычайно ценно, и вводить единый курс и единый учебник было бы ошибкой.
Среди трудностей преподавания ОРКСЭ – и проблемы в области нормативно-правового обеспечения курса, отметил методист Городского методического центра Москвы Алексей Анатольевич Борисов. В российском законодательстве недостаточно чётко определены понятия религиозного образования и духовно-нравственного воспитания, что неудивительно после десятилетий государственного атеизма, добавил он.
Объяснить на котлетах
Ясности в вопросе о том, как знакомить детей с религиозной культурой, не путая педагогические задачи с религиозным воспитанием, часто нет и у самих учителей, заметила декан факультета религиоведения СФИ кандидат философских наук Маргарита Васильевна Шилкина. Как показать детям, что религия – не просто набор правил и обрядов, что это опыт святыни, чего-то глубокого, в то же время понимая, что школа – не то место, где можно вводить ребёнка в этот опыт?
Можно ли из самой педагогики изъять обращение к нравственному опыту? Даже преподавая математику, настоящие учителя учат красоте. Нарушает ли это свободу совести детей? Если свобода человека – это что-то вроде свободного пространства жёсткого диска, то любое самое конфессионально нейтральное образование будет представлять для неё угрозу.
«Трудно провести формальную границу между катехизическим и феноменологическим подходами к преподаванию религии в школе, – считает Фёдор Николаевич Козырев. – Скорее можно по-разному ставить педагогические акценты, говорить о феноменологической, богословской, экзистенциальной и других доминантах в преподавании». Именно поэтому в школе должны преподавать педагоги, а не теологи или религиоведы, которые занимаются научной деятельностью. «Должна быть “прослойка” специалистов, достаточно знающих предмет и в то же время способных говорить о нём на понятном детям языке», – отметил он. По его мнению, существующая практика подготовки на уровне постдипломного образования не соответствует требованиям школы. Основная проблема лежит в не столько в религиоведческой, сколько в педагогической плоскости, в области культуры обращения с религиозной тематикой, которая не исчерпывается преподаванием курса ОРКСЭ.
С ним солидарна другая участница круглого стола учитель начальных классов Наталья Олеговна Севрюк. Чтобы дать детям представление о религиозной культуре, важно не пропустить момент, когда возникнет соответствующий вопрос. «Этот момент может наступить, например, в школьной столовой, когда окажется, что ребёнок не ест котлеты из свинины, и мне нужно будет помочь его одноклассникам понять, почему он их не ест, – сказала она. – Учитель начальных классов – это человек, который постоянно занимается воспитанием, и любому учителю необходима хотя бы минимальная педагогическая подготовка в области религии». Интересно, что родители, которые позиционируют свою семью как православную, часто уделяют меньше внимания воспитанию детей в этой культуре, поделилась своими наблюдениями Наталья Олеговна.
В подряснике или без?
Должен ли учитель сам быть верующим? Должен ли он быть опытным богословом, исповедовать ту религию, о которой будет рассказывать детям, или, напротив, быть нерелигиозным человеком? Могут ли священнослужители преподавать курс «Основ православной культуры»?
Если преподаватель равнодушен к религии, это может вызвать отторжение к предмету, считает заместитель руководителя сектора катехизации ОРОиК Санкт-Петербургской епархии Игорь Дмитриевич Межов. Религиозность непосредственно связана с нравственной позицией человека, и это понимание невозможно передать как сумму знаний, заметил он.
Доцент СФИ и РГГУ кандидат исторических наук Алексей Васильевич Журавский, известный специалист по исламу, убеждён, что школа должна оставаться светским пространством. Если преподавать православную культуру будут священники, то рассказывать о буддизме по такой логике должны буддийские монахи. Но, по мнению Алексея Васильевича, в школе должны работать в первую очередь опытные педагоги, а не представители религиозных институций. Задача учителя – дать детям представление о том, что религий много и что люди верят по-разному, воспитать в них уважительное отношение к представителям других исповеданий, а не вводить их в тонкости догматов и таинств.
Фёдор Николаевич Козырев предпочитает говорить скорее о способности учителя к рефлексии в отношении своей веры, чем о требовании полной религиозной нейтральности. По его мнению, священный сан – не препятствие для преподавания в светской школе.
Что дальше?
По мнению участников круглого стола, работать над созданием программ подготовки учителей, затрагивающих педагогические, методические, юридические вопросы преподавания религии в школе, собирать и анализировать российский и международный опыт, разрабатывать критерии оценки результатов религиозного образования должно профессиональное экспертное сообщество, которое могло бы объединить опыт школ, методических центров, специализированных вузов.
«Основы религиозных культур и светской этики» – только небольшая часть предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», недавно включенной в федеральные стандарты школьного образования. Возможно, в ближайшем будущем знакомство с религиями будет занимать всё более значимую часть школьной программы. Будет ли оно конфессионально нейтральным или ориентированным на духовно-нравственное воспитание, насколько внятно будут сформулированы его задачи и критерии оценки его качества, покажет время. Одним из результатов изучения этики в школах Петербурга, участвующих в научном педагогическом эксперименте, который возглавляет профессор Козырев, стало то, что дети начали больше задумываться о смысле жизни.