Поклонение волхвов или шествие королей?
![Поклонение волхвов. III-IV век. Фреска. Греческая капелла. Катакомбы Присциллы, Рим](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/9791721188499aa00c01d004257fddef31867a0e/002-pok-e-vol-v-iz-kat-mb-priscilly-3-vek-1038x692-980x653.jpg)
Поклонение волхвов. III-IV век. Фреска. Греческая капелла. Катакомбы Присциллы, Рим
Сцены с волхвами в самых разнообразных вариантах можно найти на саркофагах и мозаиках раннехристианских базилик, витражах готических соборов, фресках, шпалерах и алтарях эпохи Ренессанса. Волхвов представляли магами и королями, спорили, из каких земель они пришли, и включали сюжет «Поклонения» в репрезентацию власти императоров, европейских монархов и банкирских домов.
![Волхвы. Середина VI века. Мозаика. Церковь Сант Аполинаре Нуово, Рим](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/8d233ff637bd8ed3f68acbf94831ce35de7de2da/id-8-Volhvy-b12e071b-35ed-4102-9a1d-9af82ac3c9ec-768x544-768x512.jpg)
Волхвы. Середина VI века. Мозаика. Церковь Сант Аполинаре Нуово, Рим
Идея представления государственной власти через популярные библейские сюжеты и образы входит в иконографию и храмовую архитектуру с VI века, а в эпоху Ренессанса европейские правители уже активно её используют, рассказала доцент Учебно-научного Центра изучения религий Елена Шаповалова. Основные мотивы иконографии «Поклонения» – шествия, поклонения и принесения даров – активно эксплуатировались не только для поддержания практики паломничеств к святыням, но и в прямо политических целях, в том числе для обоснования крестовых походов.
В 1164 году император-крестоносец Фридрих I Барбаросса после очередного похода на непокорную Северную Италию перевозит мощи Святых волхвов, или Трёх королей, из Милана в Кёльн. Для них создаётся роскошный реликварий в виде базилики – шедевр мозанского искусства. Позже реликварий будет помещён в Кёльнском кафедральном соборе, а сюжет «Поклонения» получит большую популярность не только в Германии, но и в других странах Европы, и благодаря обретению этой святыни Кёльн в достигнет очень высокого ранга западноевропейском христианском мире. «Фактически сюжет “Поклонение волхвов” становится частью политической программы императора по сакрализации своей власти, – говорит Елена Шаповалова. – Показательно, что именно в образе Трёх королей евангельские волхвы закрепились в западноевропейской культуре».
![Реликварий трёх волхвов. Конец XII – начало XIII века. Кёльнский собор](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/4321c3c563d28b4a2b8192c2d30cec6554f2d3b1/2-dreikoenigenschrein-900x600.jpg)
Реликварий трёх волхвов. Конец XII – начало XIII века. Кёльнский собор
В эпоху Ренессанса заказчиками религиозного искусства становятся не только цари и императоры, но и правители рангом пониже. Помещая самих себя внутрь евангельского сюжета, они превращают роскошные атрибуты собственного обихода в форму проявления благочестия. Так, например, на известной картине Джентиле де Фабриано (1423), написанной по заказу богатого банкира и гуманиста Палла Строцци для семейной капеллы в церкви Санта-Тринита во Флоренции, в образе волхвов появляются настоящие рыцари в сопровождении весьма внушительного и роскошного кортежа.
![Джентиле де Фабриано. Поклонение волхвов (фрагмент), 1423. Галерея Уффици](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/505a4d40f4666694d44d5cc0f19472d9781f4d7d/2615877_original-1519x1012-980x653.jpg)
Джентиле де Фабриано. Поклонение волхвов (фрагмент), 1423. Галерея Уффици
Постепенно аллюзии на поклонение волхвов становятся востребованными для скрытых портретов донаторов. «Изображение государственных деятелей в образе волхвов – политический заказ, легко читаемый современниками, – рассказывает Елена Шаповалова. – В религиозной живописи это становится возможным благодаря проникновению в неё августиновского различения двух градов. Образ Града Земного, в отличие от Града Небесного, никак не регламентировался: художник мог наполнить его любыми персонажами и рассказать в сюжете о чём угодно. Например, что канцлер Ролен победил свои пороки, что символизируют придавленные колонной кролики в картине Яна ван Эйка “Мадонна канцлера Ролена”». Впоследствии под влиянием этой работы написал своё «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гус для Алтаря Монфорте (ок. 1468–1470), где в образе старшего волхва предположительно изображён канцлер Бургундии Гийом Хугоне.
![Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена (фрагмент), ок. 1450. Лувр, Париж](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/5e4328895bbe2ff44dfee8954ce0aec3cf0f347d/unnamed%20%281%29.jpg)
Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена (фрагмент), ок. 1450. Лувр, Париж
Свой вклад в иконографию «Поклонения» внесли и представители дома Медичи, сделавшие евангельских волхвов образом Флоренции. «Медичи так полюбился этот сюжет, что они учредили Братство волхвов и каждые три года устраивали городские процессии, символизирующие путешествие Трёх королей. Это не просто использование знаменитого библейского сюжета – это рассказ о том, что важно для Флоренции, – поясняет Елена Шаповалова. – Беноццо Гоццоли, получив заказ расписать часовню во дворце Медичи-Рикарди, устроил настоящую протопанораму, где можно найти изображения всех представителей фамилии». Медичи оказались волхвами и на картине Сандро Боттичелли (ок. 1475), где художник изобразил и заказчика, желавшего показать свою лояльность дому Медичи, и самого себя.
![ Беноццо Гоццоли. Капелла в палаццо Медичи-Риккарди (фрагмент, восточная стена). Процессия Молодого короля, 1459-1460. Флоренция](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/fd8d45a217a2b66093603e7ced71cede969d1e42/Cappella_dei_magi%2C_corteo_con_lorenzo%2C_piero_e_giovanni_de%27_medici-1469x979-980x653.jpg)
Беноццо Гоццоли. Капелла в палаццо Медичи-Риккарди (фрагмент, восточная стена). Процессия Молодого короля, 1459-1460. Флоренция
Во Франции сюжет был менее популярен, но и здесь его локальное включение носило сугубо политический характер. На миниатюре из Часослова Этьена Шевалье (ок. 1452–1460) Жан Фуке в роли старшего волхва изобразил портретно узнаваемого Карла VII – короля эпохи Столетней войны. Он преклоняет колени на государственном знамени Франции, а на заднем плане миниатюры видно военное сражение. «Включение в сюжет “Поклонения волхвов” реальных военных побед, одновременно отсылающее к идее крестовых походов, для Франции становится чрезвычайно важным, – говорит Елена Шаповалова. – Образ предводителя первого крестового похода Готфрида Бульонского актуализируется в это время в многочисленных текстах и евангельский сюжет о волхвах здесь выступает серьёзным подспорьем».
Очередной круглый стол «Современная библеистика» в рамках проекта Свято-Филаретовского института и Центра изучения религий РГГУ состоялся 26 мая. В дискуссии приняли участие организаторы круглого стола старший преподаватель СФИ Глеб Ястребов и доцент Центра изучения религий РГГУ Светлана Бабкина, искусствоведы Ирина Языкова, Наталья Лихтенфельд и другие. Подробнее по вопросам участия в проекте: bib_sem@yahoo.com.
![Жан Фуке. Поклонение волхвов. Миниатюра. Часослов Этьена Шевалье, ок. 1452–1460](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/3b9f583823dd5c4ccb33243014129af189e2ab71/L_Adoration_des_Mages.jpg)
Жан Фуке. Поклонение волхвов. Миниатюра. Часослов Этьена Шевалье, ок. 1452–1460
![Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена, ок. 1450. Лувр, Париж](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/2a9d5e3a6a83f328b5dd12a1fa47ac714af40362/Jan_van_Eyck_070-980x1048.jpg)
Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена, ок. 1450. Лувр, Париж
![Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов, ок. 1468–1470](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/cc82e851678f8b30f5eea0ecfc0b6d6dbb3b381c/EZVjPl0WsAYC3J6-1168x779-980x654.jpg)
Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов, ок. 1468–1470
![Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов, ок. 1475](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/cd82d02e8af81cf4cbe8df32a918fe1bc73dfd92/botticelli_adorazione_dei_magi_uffizi-1-1600x1067-980x654.jpg)
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов, ок. 1475
![Полонение волхвов. IV век. Фреска. Катакомбы Петра и Марцеллина, Рим](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/09734b13bbb89ebec40b9c681f6c1161b7c1b07b/id-4-Poklonenie-volhvov-1602156414123-768x512.jpg)
Полонение волхвов. IV век. Фреска. Катакомбы Петра и Марцеллина, Рим