Поклонение волхвов или шествие королей?
Сцены с волхвами в самых разнообразных вариантах можно найти на саркофагах и мозаиках раннехристианских базилик, витражах готических соборов, фресках, шпалерах и алтарях эпохи Ренессанса. Волхвов представляли магами и королями, спорили, из каких земель они пришли, и включали сюжет «Поклонения» в репрезентацию власти императоров, европейских монархов и банкирских домов.
Идея представления государственной власти через популярные библейские сюжеты и образы входит в иконографию и храмовую архитектуру с VI века, а в эпоху Ренессанса европейские правители уже активно её используют, рассказала доцент Учебно-научного Центра изучения религий Елена Шаповалова. Основные мотивы иконографии «Поклонения» – шествия, поклонения и принесения даров – активно эксплуатировались не только для поддержания практики паломничеств к святыням, но и в прямо политических целях, в том числе для обоснования крестовых походов.
В 1164 году император-крестоносец Фридрих I Барбаросса после очередного похода на непокорную Северную Италию перевозит мощи Святых волхвов, или Трёх королей, из Милана в Кёльн. Для них создаётся роскошный реликварий в виде базилики – шедевр мозанского искусства. Позже реликварий будет помещён в Кёльнском кафедральном соборе, а сюжет «Поклонения» получит большую популярность не только в Германии, но и в других странах Европы, и благодаря обретению этой святыни Кёльн в достигнет очень высокого ранга западноевропейском христианском мире. «Фактически сюжет “Поклонение волхвов” становится частью политической программы императора по сакрализации своей власти, – говорит Елена Шаповалова. – Показательно, что именно в образе Трёх королей евангельские волхвы закрепились в западноевропейской культуре».
В эпоху Ренессанса заказчиками религиозного искусства становятся не только цари и императоры, но и правители рангом пониже. Помещая самих себя внутрь евангельского сюжета, они превращают роскошные атрибуты собственного обихода в форму проявления благочестия. Так, например, на известной картине Джентиле де Фабриано (1423), написанной по заказу богатого банкира и гуманиста Палла Строцци для семейной капеллы в церкви Санта-Тринита во Флоренции, в образе волхвов появляются настоящие рыцари в сопровождении весьма внушительного и роскошного кортежа.
Постепенно аллюзии на поклонение волхвов становятся востребованными для скрытых портретов донаторов. «Изображение государственных деятелей в образе волхвов – политический заказ, легко читаемый современниками, – рассказывает Елена Шаповалова. – В религиозной живописи это становится возможным благодаря проникновению в неё августиновского различения двух градов. Образ Града Земного, в отличие от Града Небесного, никак не регламентировался: художник мог наполнить его любыми персонажами и рассказать в сюжете о чём угодно. Например, что канцлер Ролен победил свои пороки, что символизируют придавленные колонной кролики в картине Яна ван Эйка “Мадонна канцлера Ролена”». Впоследствии под влиянием этой работы написал своё «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гус для Алтаря Монфорте (ок. 1468–1470), где в образе старшего волхва предположительно изображён канцлер Бургундии Гийом Хугоне.
Свой вклад в иконографию «Поклонения» внесли и представители дома Медичи, сделавшие евангельских волхвов образом Флоренции. «Медичи так полюбился этот сюжет, что они учредили Братство волхвов и каждые три года устраивали городские процессии, символизирующие путешествие Трёх королей. Это не просто использование знаменитого библейского сюжета – это рассказ о том, что важно для Флоренции, – поясняет Елена Шаповалова. – Беноццо Гоццоли, получив заказ расписать часовню во дворце Медичи-Рикарди, устроил настоящую протопанораму, где можно найти изображения всех представителей фамилии». Медичи оказались волхвами и на картине Сандро Боттичелли (ок. 1475), где художник изобразил и заказчика, желавшего показать свою лояльность дому Медичи, и самого себя.
Во Франции сюжет был менее популярен, но и здесь его локальное включение носило сугубо политический характер. На миниатюре из Часослова Этьена Шевалье (ок. 1452–1460) Жан Фуке в роли старшего волхва изобразил портретно узнаваемого Карла VII – короля эпохи Столетней войны. Он преклоняет колени на государственном знамени Франции, а на заднем плане миниатюры видно военное сражение. «Включение в сюжет “Поклонения волхвов” реальных военных побед, одновременно отсылающее к идее крестовых походов, для Франции становится чрезвычайно важным, – говорит Елена Шаповалова. – Образ предводителя первого крестового похода Готфрида Бульонского актуализируется в это время в многочисленных текстах и евангельский сюжет о волхвах здесь выступает серьёзным подспорьем».
Очередной круглый стол «Современная библеистика» в рамках проекта Свято-Филаретовского института и Центра изучения религий РГГУ состоялся 26 мая. В дискуссии приняли участие организаторы круглого стола старший преподаватель СФИ Глеб Ястребов и доцент Центра изучения религий РГГУ Светлана Бабкина, искусствоведы Ирина Языкова, Наталья Лихтенфельд и другие. Подробнее по вопросам участия в проекте: bib_sem@yahoo.com.