Перейти к основному содержимому

Поклонение волхвов или шествие королей?

Относительно поздно появившийся в евангельском нарративе, сюжет поклонения волхвов Младенцу Иисусу для христианского изобразительного искусства один из самых ранних, он появляется даже раньше Рождества, уже в римских катакомбах. Как его интерпретировали западноевропейские мастера, рассказала кандидат исторических наук Елена Шаповалова, доцент Центра изучения религий РГГУ, на круглом столе «Современная библеистика», который на этот раз обратился к междисциплинарному ракурсу.
Поклонение волхвов. III-IV век. Фреска. Греческая капелла. Катакомбы Присциллы, Рим

Поклонение волхвов. III-IV век. Фреска. Греческая капелла. Катакомбы Присциллы, Рим

Сцены с волхвами в самых разнообразных вариантах можно найти на саркофагах и мозаиках раннехристианских базилик, витражах готических соборов, фресках, шпалерах и алтарях эпохи Ренессанса. Волхвов представляли магами и королями, спорили, из каких земель они пришли, и включали сюжет «Поклонения» в репрезентацию власти императоров, европейских монархов и банкирских домов.

Волхвы. Середина VI века. Мозаика. Церковь Сант Аполинаре Нуово, Рим

Волхвы. Середина VI века. Мозаика. Церковь Сант Аполинаре Нуово, Рим

Идея представления государственной власти через популярные библейские сюжеты и образы входит в иконографию и храмовую архитектуру с VI века, а в эпоху Ренессанса европейские правители уже активно её используют, рассказала доцент Учебно-научного Центра изучения религий Елена Шаповалова. Основные мотивы иконографии «Поклонения» – шествия, поклонения и принесения даров – активно эксплуатировались не только для поддержания практики паломничеств к святыням, но и в прямо политических целях, в том числе для обоснования крестовых походов.

В 1164 году император-крестоносец Фридрих I Барбаросса после очередного похода на непокорную Северную Италию перевозит мощи Святых волхвов, или Трёх королей, из Милана в Кёльн. Для них создаётся роскошный реликварий в виде базилики – шедевр мозанского искусства. Позже реликварий будет помещён в Кёльнском кафедральном соборе, а сюжет «Поклонения» получит большую популярность не только в Германии, но и в других странах Европы, и благодаря обретению этой святыни Кёльн в достигнет очень высокого ранга западноевропейском христианском мире. «Фактически сюжет “Поклонение волхвов” становится частью политической программы императора по сакрализации своей власти, – говорит Елена Шаповалова. – Показательно, что именно в образе Трёх королей евангельские волхвы закрепились в западноевропейской культуре».

Реликварий трёх волхвов. Конец XII – начало XIII века. Кёльнский собор

Реликварий трёх волхвов. Конец XII – начало XIII века. Кёльнский собор

В эпоху Ренессанса заказчиками религиозного искусства становятся не только цари и императоры, но и правители рангом пониже. Помещая самих себя внутрь евангельского сюжета, они превращают роскошные атрибуты собственного обихода в форму проявления благочестия. Так, например, на известной картине Джентиле де Фабриано (1423), написанной по заказу богатого банкира и гуманиста Палла Строцци для семейной капеллы в церкви Санта-Тринита во Флоренции, в образе волхвов появляются настоящие рыцари в сопровождении весьма внушительного и роскошного кортежа.

Джентиле де Фабриано. Поклонение волхвов (фрагмент), 1423. Галерея Уффици

Джентиле де Фабриано. Поклонение волхвов (фрагмент), 1423. Галерея Уффици

Постепенно аллюзии на поклонение волхвов становятся востребованными для скрытых портретов донаторов. «Изображение государственных деятелей в образе волхвов – политический заказ, легко читаемый современниками, – рассказывает Елена Шаповалова. – В религиозной живописи это становится возможным благодаря проникновению в неё августиновского различения двух градов. Образ Града Земного, в отличие от Града Небесного, никак не регламентировался: художник мог наполнить его любыми персонажами и рассказать в сюжете о чём угодно. Например, что канцлер Ролен победил свои пороки, что символизируют придавленные колонной кролики в картине Яна ван Эйка “Мадонна канцлера Ролена”». Впоследствии под влиянием этой работы написал своё «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гус для Алтаря Монфорте (ок. 1468–1470), где в образе старшего волхва предположительно изображён канцлер Бургундии Гийом Хугоне.

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена (фрагмент), ок. 1450. Лувр, Париж

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена (фрагмент), ок. 1450. Лувр, Париж

Свой вклад в иконографию «Поклонения» внесли и представители дома Медичи, сделавшие евангельских волхвов образом Флоренции. «Медичи так полюбился этот сюжет, что они учредили Братство волхвов и каждые три года устраивали городские процессии, символизирующие путешествие Трёх королей. Это не просто использование знаменитого библейского сюжета – это рассказ о том, что важно для Флоренции, – поясняет Елена Шаповалова. – Беноццо Гоццоли, получив заказ расписать часовню во дворце Медичи-Рикарди, устроил настоящую протопанораму, где можно найти изображения всех представителей фамилии». Медичи оказались волхвами и на картине Сандро Боттичелли (ок. 1475), где художник изобразил и заказчика, желавшего показать свою лояльность дому Медичи, и самого себя.

 Беноццо Гоццоли. Капелла в палаццо Медичи-Риккарди (фрагмент, восточная стена). Процессия Молодого короля, 1459-1460. Флоренция

 Беноццо Гоццоли. Капелла в палаццо Медичи-Риккарди (фрагмент, восточная стена). Процессия Молодого короля, 1459-1460. Флоренция

Во Франции сюжет был менее популярен, но и здесь его локальное включение носило сугубо политический характер. На миниатюре из Часослова Этьена Шевалье (ок. 1452–1460) Жан Фуке в роли старшего волхва изобразил портретно узнаваемого Карла VII – короля эпохи Столетней войны. Он преклоняет колени на государственном знамени Франции, а на заднем плане миниатюры видно военное сражение. «Включение в сюжет “Поклонения волхвов” реальных военных побед, одновременно отсылающее к идее крестовых походов, для Франции становится чрезвычайно важным, – говорит Елена Шаповалова. – Образ предводителя первого крестового похода Готфрида Бульонского актуализируется в это время в многочисленных текстах и евангельский сюжет о волхвах здесь выступает серьёзным подспорьем».

Очередной круглый стол «Современная библеистика» в рамках проекта Свято-Филаретовского института и Центра изучения религий РГГУ состоялся 26 мая. В дискуссии приняли участие организаторы круглого стола старший преподаватель СФИ Глеб Ястребов и доцент Центра изучения религий РГГУ Светлана Бабкина, искусствоведы Ирина Языкова, Наталья Лихтенфельд и другие. Подробнее по вопросам участия в проекте: bib_sem@yahoo.com.

Жан Фуке. Поклонение волхвов. Миниатюра. Часослов Этьена Шевалье, ок. 1452–1460

Жан Фуке. Поклонение волхвов. Миниатюра. Часослов Этьена Шевалье, ок. 1452–1460

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена, ок. 1450. Лувр, Париж

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена, ок. 1450. Лувр, Париж

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов, ок. 1468–1470

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов, ок. 1468–1470

Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов, ок. 1475

Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов, ок. 1475

Полонение волхвов. IV век. Фреска. Катакомбы Петра и Марцеллина, Рим

Полонение волхвов. IV век. Фреска. Катакомбы Петра и Марцеллина, Рим