Поездка в Петербург
Наша программа началась в субботу с осмотра выставки итальянского искусства XIII–XVIII веков в Эрмитаже. А в воскресенье мы смотрели древнерусское искусство в Русском музее, на выставке «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины». Эти две экскурсии удивительно дополнили друг друга, показали и многообразие, и различие христианского искусства Запада и Востока.
В Государственном музее истории религии мы смотрели раздел архаических религий. Наш экскурсовод и научный сотрудник музея прочитала нам интересную лекцию с хорошим сравнительным анализом разных регионов и столетий в архаических религиях. Потом мы походили по музею самостоятельно, посмотрели другие залы.
Экскурсию по храмам Невского проспекта провел для нас старший научный сотрудник Музея истории религии Александр Буров. Мы посетили Лютеранские церкви – немецкую, шведскую и финскую, католический храм и Армянскую церковь. Поскольку это был вечер субботы, везде кроме Армянской церкви шли богослужения. Удивительно, что мы последовательно попали на чтение псалмов, молитвы «Отче наш» и Евангелия. Везде было немало народа, много русских. Александр рассказывал не только о храмах, но и о целых кварталах, которые их окружали. Возникал образ дореволюционного Петербурга – многоголосого, умеющего жить вместе с самыми разными людьми. Мы посмотрели здания возрожденной Петершуле, Иезуитского колледжа XIX века, услышали рассказ о русской аристократии и деятелях культуры, которые там учились. Поразило, как много представителей аристократических фамилий России переходили в католичество. Возникло много вопросов, которые заставляют больше читать, погружаясь в русскую историю. Интересно было увидеть дом на Невском почти у самой Дворцовой площади, внутри которого была первая в Петербурге синагога – как раз в те времена, когда действовала черта оседлости для евреев. А вот здесь внутри дома те, кто приезжал в Петербург по делам, могли вместе молиться.
В Большой хоральной синагоге, как и в прошлый раз, нас ждал очень доброжелательный прием и полуторачасовая проповедь кантора. Он с удовольствием отвечал на вопросы.
Важной оказалась и традиционная поездка в Александро-Невскую лавру. Я рассказала там об Александро-Невском братстве, митрополите Вениамине Петроградском, архиепископе Михаиле (Мудьюгине), митрополите Никодиме (Ротове). Некоторые студенты впервые слышали эти имена. Мы посмотрели отремонтированный собор, порадовались, как он изменился, стал светлее; спели «Вечную память» на могиле владыки Михаила.
В буддийском дацане по какому-то недоразумению произошла накладка. В предыдущие годы здесь нас всегда ждала очень интересная проповедь ламы, но в этот раз в журнале не была записана дата нашего приезда, и проводить экскурсию было некому. Нам разрешили зайти в храм посмотреть. И тут экскурсию стала проводить наша студентка, только что сдавшая экзамен по буддизму. Подозреваю, что знания у нее были и до этого, так как полуторачасовой рассказ Марии нас всех захватил. А потом к нам присоединилась женщина, убиравшая храм. Она рассказала нам о его истории и, прощаясь, благословила нас жить всегда с пользой для всех живых существ, а не для себя. Я с удовольствием внутри себя сказала «Аминь».