Перейти к основному содержимому

Поездка под знаком Креста

В Лондоне
Отец Георгий Кочетков в алтаре Успенского собора Лондона
Встреча с Виктором Яковлевым в Успенском соборе
Встреча с братством Шарля де Фуко
Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) и священник Георгий Кочетков


Общение с митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом) в Эссекском монастыре
Кабинет старца Софрония (Сахарова)
Монахиня Пелагея

В этом году в начале августа мы, по сложившейся традиции паломничеств, отправились в Англию. Вечером 5-го августа наш самолет приземлился в аэропорту Гатвик. За дверями аэропорта нас встретил холодный проливной дождь, а спустя буквально полчаса нам позвонили и сказали, что убит отец Павел Адельгейм. В это известие невозможно было поверить, хотя все мы знали, что свидетельствуя о проблемах церковной и общественной жизни, отец Павел живет под угрозой покушения на его жизнь. Тем более, что в 2003 году, после выхода в свет его книги «Догмат о Церкви», на его жизнь уже покушались, испортив рулевое управление его машины, что и подтвердила экспертиза. Конечно, тогда не нашли ни заказчика, ни исполнителя этого преступления. Но отца Павла это не остановило, и он продолжал писать и говорить о том, что не считал нужным замалчивать. 

К месту нашего размещения мы ехали потрясенные этим известием, в молчании и молитве. Каждому было что вспомнить, ведь о. Павла и Преображенское братство связывали многолетние и неформальные отношения, мы учились у него, расспрашивали о его жизни, следили за его блогом в Живом Журнале. Мне вспоминалось, как мы сидели в кабинете секретаря отца Георгия в начале февраля, когда пришел отец Павел, и они с отцом Георгием удалились для разговора. После 30-минутного разговора отец Павел, улыбаясь, ушел, а к нам вышел батюшка и радостно сказал: «Поздравляю! Отец Павел стал членом нашего братства!». Радость и ликование наполнило тогда наши сердца от того, что отец Павел захотел разделить с нами братскую любовь и общение.

Вечером мы совершили персональная выставка ее работ в загородном доме Культурно-просветительского центра «Преображение», получившая признание и высокую оценку. И снова участникам паломнической группы пришлось служить литию. Следующий день – и снова известие о смерти еще одной нашей сестры Людмилы. И снова была лития. 

В первые два дня нашего пребывания на лондонской земле мы думали, не следует ли прервать паломничество и вернуться назад для прощания с нашими почившими. Однако то, что случилось на третий день, помогло увидеть волю Божию в продолжении поездки. 7 августа, после литургии в Успенском соборе Лондона, где когда-то служил митрополит Сурожский Антоний, случилось знаковое событие, о котором написал в «Псковской ленте новостей» Виктор Яковлев, многие годы бывший помощником и близким другом отца Павла Адельгейма. С 1989 года он был председателем приходского совета церкви Жен Мироносиц в Пскове, но в 2010 году был уволен за поддержку отца Павла, отказываясь принять новый устав прихода, нарушающий принцип соборности в церкви: 

«Сегодня день прощания. А накануне, в день третий, здесь, в вынужденной удаленности от Пскова, случилось событие, которое иначе как провиденческим не назовешь. Придя в Успенский собор на назначенную на 13:00. панихиду, мы растерялись. Случилась путаница. Оказывается, другой православный храм в Лондоне тоже зовется Успенским, и накануне по телефону мы говорили со священником из того, другого храма. Я пошел искать кого-нибудь, и в трапезной, где пили чай после службы, случилась поразительная встреча с отцом Георгием Кочетковым, основателем и ректором Свято-Филаретовского института в Москве, в котором отец Павел был членом Попечительского совета и преподавал каноническое право. Отец Георгий был в Пскове и сослужил с отцом Павлом минувшей весной. Встреча в такой знаковый день поразила и нас, и всех, кто был в трапезной: и москвичей, и лондонцев. Несмотря на то, что панихида уже закончилась, все вернулись в собор и отец Георгий послужил литию. И потом мы еще говорили, говорили, говорили о дорогом отце Павле, чей гроб к этому часу уже стоял в Ильинском приделе церкви святых Жен Мироносиц».

Эта неожиданная встреча стала подлинным утешением от Бога в эти трудные дни. После литии о. Георгий снова сказал краткое слово:

«Мы – с отцом Павлом, а он – с нами. Он святой человек, поэтому он у Бога. В вечной памяти Божьей он жив и, значит, он действительно тот, с кем мы не расстаемся. Хотя для нас разлука человеческая необыкновенно тяжела, это нас утешает. Общение святых – это одна из основ всей церковной жизни, всего христианства. Если не будет общения святых, то невозможно будет общение Святого Духа, а это два краеугольных камня, на которых стоит наша вера во Христа, наша вера в современных условиях, как бы тяжелы они ни были, а они действительно трагичны. И пока, к сожалению, не так много меняется в нашей жизни. Будем же, дорогие братья и сестры, всегда помнить о. Павла и усваивать его уроки, убеждающие в том, что можно преодолевать любое давление, любое непонимание и даже любое злодейство силой веры, которая победила мир! 
Аминь».

Далее мы побывали в Национальной галерее Лондона, собравшей произведения европейского искусства середины XIII – начала XX вв., и в официальной резиденции британских монархов Букингемского дворца.

Один из вечеров в Лондоне был посвящен встрече с членами братства Шарля де Фуко, которое объединяет мирян, желающих проповедовать Христа не словом, но делом. Шарль де Фуко лучшей формой миссии считал простое пребывание среди людей в молчании, созерцательной жизни и в бедности, которая является свидетельством братской любви к бедным и нуждающимся. В братство собрались люди с разных континентов – европейцы, американцы, азиаты. Нас ждали, и к ужину каждая из сестер братства приготовила свое национальное блюдо. Мы знакомились, задавали другу другу вопросы, молились. Встреча затянулась до позднего вечера и только необходимость добраться домой до того, как метро закроется, заставила нас оставить этот гостеприимный дом и его обитателей.

На следующий день нас ждал Оксфорд и встреча с митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром). В беседе за чаепитием владыка рассказывал нам о своем приходе в православие в 1958 году, о своих духовных учителях и о главных вызовах, стоящих сегодня перед церковью. Отец Георгий и Дмитрий Сергеевич Гасак, проректор СФИ, рассказывали владыке об институте и о приоритетах в его работе, на что он ответил горячей поддержкой этих трудов. Вечером, после посещения музея Ашмола с его богатой художественной коллекцией, мы вернулись в Лондон.

Духовной целью всей поездки было посещение православного монастыря во имя св. Иоанна Предтечи в Эссексе. Он был основан учеником прп. Силуана Афонского старцем Софронием (Сахаровым) весной 1959 года по благословению митрополита Сурожского Антония. А в 1965 году он стал ставропигиальным монастырем Константинопольского патриарха. Сейчас это монастырь смешанного типа, включающий в себя мужскую и женскую монашеские общины.

По случайному совпадению в монастыре в это же время находился митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), с которым нам удалось и пообщаться, и взять интервью, и вместе помолиться. Особенно запомнилась литургия в воскресный день, которая служилась в древнем храме, основанном еще в XI веке, и подаренном теперь монастырю английской королевой. Службу на греческом языке возглавил митрополит Иоанн. Радостно было видеть сослужившего ему отца Георгия.

Нам рассказали о жизни монастыря, показали рабочий кабинет архимандрита Софрония и небольшой домовый храм, который он устроил. Несмотря на то, что большинство членов нашей паломнической группы уже имеет опыт регулярной Иисусовой молитвы, многие впервые оказались на общем богослужении с чтением этой молитвы, которое совершается в этом монастыре. Три дня, проведенные в Эссексе, подарили встречи с духовником монастыря архимандритом Захарией (Захару), помощницей старца Софрония, в течение многих лет записывавшей его проповеди, монахиней Пелагеей, племянником отца Софрония иеромонахом Николаем (Сахаровым) и другими. В одну из кратких случайных встреч на территории монастыря мы попросили молиться о новопреставленном отце Павле митрополита Иоанна и матушку Пелагею, кратко рассказав о том, кем он был и что делал. Митрополит Иоанн задумался и, помолчав, заметил, что земля российская продолжает прибавлять новых мучеников Православной церкви.

Прожив вместе эту трудную, наполненную событиями неделю, мы вернулись в Москву. В аэропорту не хотелось сразу разъезжаться по домам. Мы несколько раз прощались друг с другом и… снова продолжали разговор. В этой поездке мы снова пережили тепло братской жизни, радость пребывания в руках Божьих, ценность общения с другими христианами и вхождения в православную традицию иночества. Будем надеяться, что этот опыт будет не внешним впечатлением, но частью нашей духовной жизни, которой мы сможем поделиться со всеми ищущими глубины братского общения в Христовой Церкви.