От разукрупнения к местной соборности
Как вы оцениваете реформу по разукрупнению епархий Русской православной церкви? Какие усилия нужны для реализации ее потенциала?
Митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин: Я представляю Удмуртскую митрополию. Маленькая республика, сердце России. Недавно, буквально год назад, она была преобразована в три епархии. Устроение общинной жизни сейчас в самом разгаре, потому что мы определили границы приходов. Они уже наметились, и каждый настоятель знает не только тот населенный пункт, где у него находится храм, но и все населенные пункты, приписанные к его приходу. То есть приходская жизнь улучшается.
Как вы знаете, разукрупнение епархий по всей патриархии происходит. Это очень важно, потому что одно дело – работать только с прихожанами, другое – со всеми людьми, которые приписаны к твоему приходу. Сейчас это очень большая работа. У настоятелей порой не хватает помощников или сил.
Я сам 36 лет прослужил приходским священником и активно устраивал различные мероприятия – начинал и воскресные школы, и рождественские елки в 1990-е годы. Я это все прошел и сейчас стремлюсь, чтобы священнослужители в этом направлении работали, не только богослужебной деятельностью занимались, но и выходили за ограду, за рамки храмов, шли в библиотеки, дома культуры, естественно, в школы. Как это выйдет – не мне судить.
Вы приезжайте к нам в Ижевскую епархию, в Удмуртию, я вас приглашаю. Газету мы вашу получаем. Мы бы еще больше об этом поговорили. Сами своими глазами все увидите.
Маргарита Шилкина: С самого начала в церкви была как поддержка, так и критика этих решений. Те, кто возражал, опасались усиления власти архиерея над приходами и патриарха – над епархиями. Те, кто поддерживал, надеялись на реальное возрождение приходской жизни и повышение управляемости епархией и церковью.
Сегодня уже видны все плюсы и минусы продолжающейся реформы. С одной стороны, в ряде епархий появились молодые, образованные епископы, которые реально пытаются общаться с людьми, возрождать катехизацию, собирать священников для епархиального совета, а не для галочки. Чаще это происходит в тех регионах, где крайне мало приходов и прихожан, где один священник на 4-5 приходов, между которыми сотни километров, где нет богатых спонсоров, но есть разрушенные и не восстановленные до сих пор храмы. Но с другой стороны, увеличение числа епархиальных управлений нередко означает увеличение материальных поборов с приходов, увеличение бумажной отчетности и усиление властной вертикали. Многое зависит как от безграничной власти епископа, данной ему Уставом РПЦ, так и, в первую очередь, от его личных и церковных качеств.
Думаю, что усиление позитивного потенциала разукрупнения епархий возможно только на путях возрождения местной соборности. Не территориальные размеры епархии определяют близость епископа к нуждам приходов, церковного народа, священников, а готовность его к реальному соборному совету в общих делах, стремление повышать самостоятельность и ответственность приходских общин, возрождение полноценной катехизации и просвещения церковного народа для участия его в общем деле церковного возрождения.
В 2011 году началась реформа епархиального устройства Русской православной церкви, в результате которой в Московском патриархате, как и в некоторых других поместных церквах, стала действовать трёхступенчатая система управления: патриархат – митрополия – епархия. На заседании Священного Синода 5 октября 2011 года было сказано, что эти решения «направлены на то, чтобы правящие архиереи были ближе к приходской жизни, к духовенству и народу, лучше видели и понимали проблемы приходской жизни…». На начало 2011 года в РПЦ насчитывалось 164 епархии, на январь 2016 года мы имели 56 митрополий и 282 епархии, то есть за 5 лет увеличение на 118 епархий.