Основы православной скульптуры
Скульптура менее традиционна для русских храмов, чем икона, но, тем не менее, она присутствовала в них столетиями. Почему современная храмовая скульптура часто производит непривычное впечатление и в чем состоит церковность церковной пластики, обсуждали 25 февраля в Российском православном университете на конференции «Скульптурные образы в контексте современной церковной культуры».
Разговор вела Ирина Константиновна Языкова (ББИ, Коломенская духовная семинария). Также в обсуждении приняли участие ректор РПУ игумен Петр (Еремеев), ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Валерьевич Чапнин, профессора и научные сотрудники РПУ, Свято-Филаретовского института, Института этнологии и антропологии РАН, Центрального музея Древнерусской культуры им. Андрея Рублева и Московского музея современного искусства, художники, скульпторы, иконописцы.
Не слишком ли вольно относятся авторы современной скульптуры, претендующей на церковное значение, к ее форме? Нужна ли цензура в области церковной скульптуры? Высказывались ли по поводу скульптуры отцы VII Вселенского собора, и может быть, на этот счет существует специальный канон?
Некоторые ответы дает традиция. К древнерусской можно прикоснуться, например, в музее им. Андрея Рублева. В Британском музее хранятся фрагменты изящных настольных скульптурок Христа, которые были запрещены и стали уничтожаться в Англии в период Реформации.
Древняя Русь и средневековая Европа от современной церковной жизни отстоят невероятно далеко. Что делать современным церковным скульпторам? Православная скульптура – это бренд, экзотическая тема для скульптурных экспериментов, элемент пропаганды?
Современные люди часто не задумываются над смыслом скульптур святых, считывая в них лишь условный знак, отметил Сергей Чапнин. Скульпторы в один голос говорят: нужно обсуждать с ними их работы, а им самим – работать над качеством, чаще задавать вопросы искусствоведам, священникам.
Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) считает, что создание памятников святым требует широкого обсуждения среди представителей церкви, архитекторов и других специалистов, тщательного продумывания всех деталей. В качестве примера он привел скульптуру апостола Иоанна Богослова во дворе Гуманитарного корпуса РПУ, где проходила конференция.
Храмовая скульптура может вновь занять в убранстве храмов достойное место наряду с иконой, уверен скульптор, член Союза художников Александр Александрович Смирнов. Но что нужно, чтобы появлялись скульптуры, на которые будет не просто занятно полюбоваться в музее, но перед которыми захочется молиться Богу?
Подлинную традицию отличает не наличие набора православных элементов, а целостный и внятный образ, считает профессор СФИ Александр Копировский. Поэтому даже лучшие сохранившиеся образцы должны стать не источником стилизации или предметом слепого копирования, но предметом внимательного всматривания.
Возрождение церковной традиции в России не должно начинаться с монументов. Чтобы современное церковное искусство смогло рождать художественно целостные и живые образы, не шокирующие и не наводящие скуку, а очищающие и радующие сердце, и скульпторам, и тем, кто будет смотреть на их произведения, нужно больше ходить в музеи, но главное – вникать в смысл христианской традиции, веры и жизни.