Перейти к основному содержимому

Основы православной скульптуры

 член Союза художников России скульптор Александр Алексеевич Смирнов
Преподаватель СФИ и МГУП

Скульптура менее традиционна для русских храмов, чем икона, но, тем не менее, она присутствовала в них столетиями. Почему современная храмовая скульптура часто производит непривычное впечатление и в чем состоит церковность церковной пластики, обсуждали 25 февраля в Российском православном университете на конференции «Скульптурные образы в контексте современной церковной культуры».

Разговор вела Ирина Константиновна Языкова (ББИ, Коломенская духовная семинария). Также в обсуждении приняли участие ректор РПУ игумен Петр (Еремеев), ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Валерьевич Чапнин, профессора и научные сотрудники РПУ, Свято-Филаретовского института, Института этнологии и антропологии РАН, Центрального музея Древнерусской культуры им. Андрея Рублева и Московского музея современного искусства, художники, скульпторы, иконописцы.

Не слишком ли вольно относятся авторы современной скульптуры, претендующей на церковное значение, к ее форме? Нужна ли цензура в области церковной скульптуры? Высказывались ли по поводу скульптуры отцы VII Вселенского собора, и может быть, на этот счет существует специальный канон?

Некоторые ответы дает традиция. К древнерусской можно прикоснуться, например, в музее им. Андрея Рублева. В Британском музее хранятся фрагменты изящных настольных скульптурок Христа, которые были запрещены и стали уничтожаться в Англии в период Реформации.

Древняя Русь и средневековая Европа от современной церковной жизни отстоят невероятно далеко. Что делать современным церковным скульпторам? Православная скульптура – это бренд, экзотическая тема для скульптурных экспериментов, элемент пропаганды?

Современные люди часто не задумываются над смыслом скульптур святых, считывая в них лишь условный знак, отметил Сергей Чапнин. Скульпторы в один голос говорят: нужно обсуждать с ними их работы, а им самим – работать над качеством, чаще задавать вопросы искусствоведам, священникам.

Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) считает, что создание памятников святым требует широкого обсуждения среди представителей церкви, архитекторов и других специалистов, тщательного продумывания всех деталей. В качестве примера он привел скульптуру апостола Иоанна Богослова во дворе Гуманитарного корпуса РПУ, где проходила конференция.

Храмовая скульптура может вновь занять в убранстве храмов достойное место наряду с иконой, уверен скульптор, член Союза художников Александр Александрович Смирнов. Но что нужно, чтобы появлялись скульптуры, на которые будет не просто занятно полюбоваться в музее, но перед которыми захочется молиться Богу?

Подлинную традицию отличает не наличие набора православных элементов, а целостный и внятный образ, считает профессор СФИ Александр Копировский. Поэтому даже лучшие сохранившиеся образцы должны стать не источником стилизации или предметом слепого копирования, но предметом внимательного всматривания.

Возрождение церковной традиции в России не должно начинаться с монументов. Чтобы современное церковное искусство смогло рождать художественно целостные и живые образы, не шокирующие и не наводящие скуку, а очищающие и радующие сердце, и скульпторам, и тем, кто будет смотреть на их произведения, нужно больше ходить в музеи, но главное – вникать в смысл христианской традиции, веры и жизни.

 Коломенская духовная семинария) и ректор РПУ св. Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев)

Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Валерьевич Чапнин и скульптор Сергей Михайлович Исаков
Член Московского объединения скульпторов
 член Московского союза художников Мария Борисовна Патрушева и профессор СФИ кандидат педагогических наук Александр Михайлович Копировский
Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН доктор исторических наук Кира Владимировна Цеханская
А.М. Копировский
М.Б. Патрушева (СФИ
 МГУП)
Фрагменты деревянного распятия (Англия
 ок. 1130 г.). Подобные скульптурные образы были запрещены в Англии в 1530-е годы
Скульптура святителя Николы Можайского XVII в. из Архангельской области из экспозиции Центрального музея Древнерусской культуры им. Андрея Рублева
«На молебне». Бронза. 1998. Скульптор А.А. Смирнов
«Андрей Рублев». Металл. 1985. Скульптор А.А. Смирнов
Кандидат культурологии Ирина Константиновна Языкова (ББИ