Основы православной скульптуры
![член Союза художников России скульптор Александр Алексеевич Смирнов
Преподаватель СФИ и МГУП](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/e8a200adfa27279d45a3bce54ad6eae9379206e5/_IMG_9530-980x653.jpg)
Скульптура менее традиционна для русских храмов, чем икона, но, тем не менее, она присутствовала в них столетиями. Почему современная храмовая скульптура часто производит непривычное впечатление и в чем состоит церковность церковной пластики, обсуждали 25 февраля в Российском православном университете на конференции «Скульптурные образы в контексте современной церковной культуры».
Разговор вела Ирина Константиновна Языкова (ББИ, Коломенская духовная семинария). Также в обсуждении приняли участие ректор РПУ игумен Петр (Еремеев), ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Валерьевич Чапнин, профессора и научные сотрудники РПУ, Свято-Филаретовского института, Института этнологии и антропологии РАН, Центрального музея Древнерусской культуры им. Андрея Рублева и Московского музея современного искусства, художники, скульпторы, иконописцы.
Не слишком ли вольно относятся авторы современной скульптуры, претендующей на церковное значение, к ее форме? Нужна ли цензура в области церковной скульптуры? Высказывались ли по поводу скульптуры отцы VII Вселенского собора, и может быть, на этот счет существует специальный канон?
Некоторые ответы дает традиция. К древнерусской можно прикоснуться, например, в музее им. Андрея Рублева. В Британском музее хранятся фрагменты изящных настольных скульптурок Христа, которые были запрещены и стали уничтожаться в Англии в период Реформации.
Древняя Русь и средневековая Европа от современной церковной жизни отстоят невероятно далеко. Что делать современным церковным скульпторам? Православная скульптура – это бренд, экзотическая тема для скульптурных экспериментов, элемент пропаганды?
Современные люди часто не задумываются над смыслом скульптур святых, считывая в них лишь условный знак, отметил Сергей Чапнин. Скульпторы в один голос говорят: нужно обсуждать с ними их работы, а им самим – работать над качеством, чаще задавать вопросы искусствоведам, священникам.
Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) считает, что создание памятников святым требует широкого обсуждения среди представителей церкви, архитекторов и других специалистов, тщательного продумывания всех деталей. В качестве примера он привел скульптуру апостола Иоанна Богослова во дворе Гуманитарного корпуса РПУ, где проходила конференция.
Храмовая скульптура может вновь занять в убранстве храмов достойное место наряду с иконой, уверен скульптор, член Союза художников Александр Александрович Смирнов. Но что нужно, чтобы появлялись скульптуры, на которые будет не просто занятно полюбоваться в музее, но перед которыми захочется молиться Богу?
Подлинную традицию отличает не наличие набора православных элементов, а целостный и внятный образ, считает профессор СФИ Александр Копировский. Поэтому даже лучшие сохранившиеся образцы должны стать не источником стилизации или предметом слепого копирования, но предметом внимательного всматривания.
Возрождение церковной традиции в России не должно начинаться с монументов. Чтобы современное церковное искусство смогло рождать художественно целостные и живые образы, не шокирующие и не наводящие скуку, а очищающие и радующие сердце, и скульпторам, и тем, кто будет смотреть на их произведения, нужно больше ходить в музеи, но главное – вникать в смысл христианской традиции, веры и жизни.
![Коломенская духовная семинария) и ректор РПУ св. Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев)
Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Валерьевич Чапнин и скульптор Сергей Михайлович Исаков
Член Московского объединения скульпторов](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/b468f0f3accea6e05e57a989162e72dda1fed6f8/_IMG_9605-980x654.jpg)
![член Московского союза художников Мария Борисовна Патрушева и профессор СФИ кандидат педагогических наук Александр Михайлович Копировский
Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН доктор исторических наук Кира Владимировна Цеханская
А.М. Копировский
М.Б. Патрушева (СФИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/6d1b0a6d421412820f2a21cd08224b7a7b4a6284/_IMG_9596-980x654.jpg)
![МГУП)
Фрагменты деревянного распятия (Англия](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/74d7a868f7beb0f1961a0ba8d7668449ce548f91/_IMG_9494-980x654.jpg)
![ок. 1130 г.). Подобные скульптурные образы были запрещены в Англии в 1530-е годы
Скульптура святителя Николы Можайского XVII в. из Архангельской области из экспозиции Центрального музея Древнерусской культуры им. Андрея Рублева
«На молебне». Бронза. 1998. Скульптор А.А. Смирнов](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/981dcec36f129c6ddc5bf042585675fb7b1ae812/_IMG_9471-980x654.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/c29b466fa5c73ef253e2751e6c098350f83ae80b/_IMG_9505-980x654.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/ff2a58a6e6deb9c7267aed1cd585fb9c327a7927/_IMG_9628-980x654.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/176e9eb7255be1440787031e4e42d2106fea4b1b/_IMG_9486-980x654.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/208a0a179a34e7d58001e433613c9573d2047578/_foto_1-980x653.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/30c07bec4ca25ae7310f24020bec9502292e6d06/unnamed_01.jpg)
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/8cc5afc921ed77875874f4884b07e632c1ccefa2/img_a3e8c0.jpg)
![«Андрей Рублев». Металл. 1985. Скульптор А.А. Смирнов
Кандидат культурологии Ирина Константиновна Языкова (ББИ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/220e5dd5025025269eca7021770e35609ded9b34/4948_6-640x427.jpg)