«Они все друг друга знали»
Миф или реальность?
Канонизация может обернуться созданием мифологического или идеологического образа святого, отнюдь не требующего от своих создателей изменения жизни – в этом видит одну из главных проблем современного почитания святых известный историк, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, много лет проработавший в Синодальной комиссии по канонизации. «Подобно тому, как раньше мы строили коммунизм или возрождали святую Русь – и эти слова никого ни к чему не обязывали», – добавил он.
«Мифологический» образ почитания новых мучеников и исповедников зачастую приводит людей к выводам, граничащим с кощунством, добавила Лариса Мусина, заведующий кафедрой Священного писания Свято-Филаретовского института. Многие верят, что святые, подобно магам, могли вынести мучения, которые не под силу пережить «обычному» человеку.
Существует и ряд проблем, связанных с самой процедурой канонизации новых мучеников и исповедников. Так, согласно действующим принципам, необходимым условием для канонизации является непризнание человеком своей «вины» (а обвиняли пострадавших в застенках НКВД-КГБ прежде всего в антисоветской деятельности). Но среди немногих, не оговоривших себя под пытками (и чьи показания и подписи не были подделаны следователями советских органов безопасности), были очень разные люди. Подавляющее большинство прославленных в сонме новомучеников и исповедников – не мученики в христианском смысле слова, а жертвы политических репрессий в священном сане, которые вели благочестивую жизнь, заметил отец Георгий Митрофанов.
В поисках святости
Интерес к опыту жизни святых возникает изнутри веры в Бога, считает проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак. В существующем образе почитания святых заложен определенный суд: святой или не святой. Это не помогает человеку прийти к вере и христианской жизни. «Обращение к святым вторично по отношению к вере в Господа Бога, – подчеркнул он. – Да, христианство – это вера в Бога и в человека, а значит и в Церковь. Но в конце концов вся Церковь свята».
В то же время, если человек задастся целью жить по-христиански, то он обязательно начнет всматриваться в историю более внимательно, уверен Дмитрий Гасак. Но всматриваться уже не как судья, который заранее знает, кто святой, а кто не святой, а как тот, кто может извлекать уроки. Мы часто не учимся у святых, потому что факт канонизации представляется более важным, чем жизнь человека. В самой канонизации начинают видеть источник благодати, понимаемой как стабильность, благополучие, которые можно получить от того или иного святого, добавил он.
«Для выставки о жизни церкви в XX веке мы поехали по епархии собирать сведения о местных церковных людях, – рассказал член комиссии по канонизации Гомельской епархии, выпускник СФИ Андрей Скидан. – И когда я ездил по селам, спрашивал об исповедниках, то пришел к удивительному выводу. Живущие в разных деревнях, за 100-150 километров друг от друга, они все друг друга знали. И так везде: начнешь говорить об одном – сразу “вытянешь” остальных: или ученики, или последователи, или вместе молились. То есть это круг людей, который связан узами любви, литургическими узами, узами лагерного сидения».
Не нужно заведомо искать «про святых» – нужно собирать опыт церкви, уверен Андрей Скидан. Новые мученики и исповедники предъявляют нам жизнь церкви, очень сложную, кровавую и истерзанную. «Это не “терминаторы” святости. Это уставшие, иногда очень уставшие люди», – добавил он.
Не жития, а отношения
Сердцевина опыта новомучеников и исповедников трудноуловима. Они не творили чудес, многие не были удостоены не то что нетленных – никаких мощей. Их жизнь не вписывается в житийный жанр. «На выставке “Неперемолотые” меня всегда поражали экспонаты, свидетельствовавшие, что никакие внешние обстоятельства не могли отнять внутреннюю свободу человека, его способность к общению, к тому, чтобы менять мир в себе и вокруг себя, полагаться на какие-то внутренние источники вдохновения», – признался преподаватель Тверского государственного университета Игорь Корпусов.
В истории XX века не однажды был изменен образ отношений в церкви. Можно вспомнить и 1943 год, и 1990-е годы, когда в церковь пришло огромное число людей, воспринимавших веру через призму советского опыта. Игорь Корпусов напомнил, что выжившие в годы репрессий члены общины священномученика Анатолия Жураковского настолько радикально отличались простотой, доверием, духовной близостью от нового поколения церковных людей, что в них не узнавали православных.
Сегодня нам трудно представить себе, в каких условиях совершался подвиг новых мучеников и исповедников, как жила церковь в годы гонений, когда она, по выражению историка Павла Проценко, «вся состояла из кружков». Жизнь, молитва и вера новых мучеников – это какие-то новые качества, новый способ отношений. И, видимо, само их почитание требует от нас какой-то восприимчивости именно к этой, внутренней стороне жизни, настойчивой жажды осуществления этих качеств и отношений.