Перейти к основному содержимому

О доме в стиле модерн, церковном искусстве и встрече в Эрмитаже

Недавно мне выпала неожиданная радость – поехать в мой любимый город Санкт-Петербург для участия в ежегодной конференции Русской христианской гуманитарной академии «Бог. Человек. Мир».

Наш институт давно сотрудничает с Академией, студенты и преподаватели участвуют в конференциях друг друга, но мне впервые посчастливилось побывать здесь. Конечно, было очень волнительно: как готовить доклад, чтобы он был интересным? Как из бакалаврской работы вычленить главное? Как ставить проблему? Я долго мучилась, оказалось, что написанная выпускная работа – это еще далеко не все… Думала, подготовлю текст в поезде – время будет, но ничего не вышло: в пути познакомилась с очень интересной девушкой – студенткой магистратуры геофака МГУ, и жалко было прерывать увлекательное общение. Хорошо, что мой доклад поставили на второй день, и я, уже будучи в Петербурге, все-таки успела подготовиться.

Докладов на конференции было больше сотни. Среди выступавших – преподаватели и студенты РХГА, Санкт-Петебургского государственного университета, Северо-Западного института управления РАНХиГС, РГПУ им. А. И. Герцена, Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Санкт-Петербургской духовной академии и других вузов.

Дмитрий Викторович Шмонин, директор Института истории христианской мысли, профессор кафедры философии РХГА, открывает конференцию. Фото: rhga.ru

Дмитрий Викторович Шмонин, директор Института истории христианской мысли, профессор кафедры философии РХГА, открывает конференцию. Фото: rhga.ru

В первый день конференции мне удалось побывать на пленарном заседании, где было три доклада профессоров РХГА и Санкт-Петебургского государственного университета. Один был сугубо философский, другой исторический, а третий, анонсированный в качестве сюрприза студентам РХГА, – об истории здания, в котором расположена Академия. Мне было не очень понятно, по какому принципу подбираются доклады, так как их темы были совсем не связаны друг с другом, но вспомнив название конференции, я подумала, что здесь это вполне уместно. Сами доклады мне понравились, особенно удивил третий – его сделал Сергей Витальевич Никоненко (СПбГУ) – про здание РХГА. Внешне это совершенно невзрачный серый дом на набережной реки Фонтанки, а оказалось, что это целое архитектурное произведение в стиле модерн.

Здание Русской христианской гуманитарной академии на набережной Фонтанки

Здание Русской христианской гуманитарной академии на набережной Фонтанки

Со второй половины дня пришлось сбежать, ведь не так часто бываешь в Петербурге, а хочется успеть все. Свято-Петровское братство устраивало в этот день поэтический новогодний праздник для детей, куда я пригласила своих хороших знакомых, живущих в окрестностях Петербурга, с детьми. Наконец-то удалось с ними повидаться!

А потом мы встречались со знакомыми священниками из Финляндии. Очень интересно было услышать, как живет православная церковь в другой стране. Например, служат они на родном языке, проповедуют, прихожане активно участвуют в жизни прихода, в выборах настоятеля.

Второй день конференции начался для меня на секции «Религия: исторические и актуальные вопросы», в которой участвовал профессор нашего института Александр Михайлович Копировский. Перед ним выступал профессор РХГА Александр Михайлович Прилуцкий с интересным докладом, посвященным сталинскому мифу в современном религиозном дискурсе. Я всегда думала, что сталинизм подогревается извне, а в докладе и в дискуссии однозначно прозвучало, что это движение изнутри, что люди сами вновь и вновь обращаются к образу-мифу Сталина, видя в нем заступника и спасителя страны. Это поразительно и очень печально.

Профессор СФИ Александр Михайлович Копировский выступает на секции «Религия: исторические и актуальные вопросы»

Профессор СФИ Александр Михайлович Копировский выступает на секции «Религия: исторические и актуальные вопросы»

Потом был доклад нашего профессора о преподавании теории и истории искусства. Оказывается, впервые диафильмы для демонстрации произведений искусства учащимся стали использовать в церковных учебных заведениях, причем несмотря на запрет Синода. В целом, с преподаванием искусства в XIX – начале XX века возникало множество проблем: непонятно, как охватить все искусство всех времен и народов и преподнести его учащимся. Александр Михайлович предложил строить преподавание исходя из главного, из какого-то одного центра, например, для церковного искусства таким центром может быть храм.

Анна Сафронова

Анна Сафронова

На моей секции, куда я отправилась после доклада Александра Михайловича, было немного людей, в основном, совсем молодые студенты. Мой доклад о просветительской деятельности Христианского Содружества учащейся молодежи, вопреки моим ожиданиям, слушали с интересом, задавали вопросы. Одна девушка даже спрашивала, где еще можно прочитать про Содружество. Это очень порадовало.

Конечно, невозможно было уехать из Петербурга, не побывав в Эрмитаже, особенно если тебя туда приглашает замечательный искусствовед и любимый преподаватель. Мы ходили по музею и просто делились друг с другом своими ощущениями и впечатлениями. В этот раз у меня произошла настоящая встреча с тремя произведениями – «Мадонной Литтой» Леонардо да Винчи, «Портретом старика в красном» и «Блудным сыном» Рембрандта. Все эти три вещи как бы вводят человека в иное пространство, вовлекают в диалог с этим иным, который продолжается и после того, как ты уже вышел из музея. Могу сказать, что у меня он продолжается и сейчас.

Жалко было расставаться с гостеприимным Петербургом и дорогими людьми, но христианская жизнь замечательна тем, что все самое интересное всегда впереди.