О церковности и художественности современной иконописи
22 сентября в Свято-Филаретовском институте состоялся круглый стол, посвященный современному церковному искусству. Идея собрать за чаем и видеопроектором церковных художников, иконописцев и искусствоведов возникла в связи с неожиданной отменой международной конференции, которая должна была состояться на днях в Санкт-Петербурге.
Разговор вышел на непростой для всех вопрос о месте и значении иконы в современной церкви. Трудность его связана с тем, что среди заказчиков, иконописцев и архитекторов не существует общего представления о том, каким должно быть богослужебное пространство и какое место в нем принадлежит иконе. Представления о том, что такое художественное творчество, у многих людей также весьма туманны. Нередко современные заказчики подходят к оценке икон с критериями, более уместными для оценки качества полиграфической продукции.
Иконописец Владимир Григоренко, работающий в США, рассказал о своем уникальном опыте. Недавно он получил заказ от одной православной общины: «У этих людей еще нет своего храма, но они уже размышляют о том, как он должен быть расписан, – приглашая к этому размышлению и иконописца». Такое сотворчество общины и художника, по мнению Владимира, является нормой.
Еще одна общая проблема, которую переживают все современные художники и искусствоведы – стилизация. На нее обратил внимание ректор СФИ священник Георгий Кочетков, который присоединился к круглому столу. Есть художники, которые пытаются прорваться к подлинности, но даже у мастеров высшего класса не так много работ, обладающих этим качеством. С момента падения советского режима церковь стала восстанавливать свой образ, во многом опираясь на то, что было уничтожено в XX веке, и часто делая это вне связи с самой церковной жизнью, ее духом и смыслом. Многие участники разговора оказались единодушны в мнении, что путь стилизации не позволяет всерьез преодолеть разрыв между церковным искусством и церковной жизнью, между изображаемыми на иконах образами и самой тканью церковной жизни.
Стилизация неизбежно делает иконопись маргинальной, превращает ее в «специализированный» вид искусства, характеризующийся набором определенных внешних признаков. Не случайно в сознании так многих людей церковь представляет собой не то музей, не то «кружок любителей древности», не то сообщество специалистов по спасению души – в общем, как ни крути, достаточно маргинальное явление. Это и рождает ложное противопоставление художественной и духовной ценности искусства, что обедняет то и другое, вместо того, чтобы делать образ Христа более ясным в этом мире. А подлинная красота и ясность появляются там, где возрождается дух и смысл.
В разговоре приняли участие известный мозаичист Александр Корноухов, искусствоведы Ирина Языкова (ББИ), Александр Копировский (СФИ), иконописцы и художники Ирина Зарон (Андреевский монастырь), Владимир Григоренко (Даллас, США), Лилия Ратнер (Открытый университет о. Александра Меня), Светлана Ржаницына (мастерская «Собор»), Ольга Спиридонова («Собор»), Наталия Лихтенфельд, Галина Серова (СФИ), Елена Хрипкова (РГГУ), Анна Данилевич (СФИ), Марина Юрьева (ПСТГУ/ФЦХ) и другие.