Не врать и не «грузить»
О состоянии и перспективах университетского образования в современной России говорили участники Всероссийской конференции «Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы», которая прошла 7-8 апреля в Гуманитарном университете (Екатеринбург). В ней приняли участие преподаватели различных вузов страны.
Лекарство от готового знания
Один из вызовов современного медиатизированного публичного пространства – доминирование знания, в котором специальные сведения соединяются c бытовыми, получение которых не связано с выполнением правил, обязательных для науки.
«Современные технологии обеспечивают пользователям легкий доступ к информации, – поясняет Галина Зверева, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и теории культуры РГГУ. – В Интернете хранятся энциклопедии, словари, целые библиотеки. Потребитель относится к таким ресурсам с доверием – “готовое знание” легко использовать, оно выглядит понятным. Однако неспособность самостоятельно формулировать запрос и критически мыслить приводит к тому, что люди не могут отбирать качественную информацию и анализировать ее и в результате вынуждены оперировать штампами».
Информация – это еще не гуманитарное знание. Университет должен создавать среду, в которой каждый студент мог бы учиться добывать гуманитарное знание из информации, считает Галина Зверева. Важно показывать не «что», а «как» читать, писать, слушать, говорить.
«Перезагрузка» университета
Сейчас в мире возрождается подход к образованию, не предполагающий специализации в течение первых лет обучения: акцент делается на общегуманитарной подготовке (как, например, в Колумбийском университете США). Способность к критическому самоанализу, готовность ставить себя на место оппонента, умение аргументировать свою точку зрения, развитое понимание общественных процессов и своей жизни в их контексте – это базовые навыки, но без них невозможно всерьез говорить о формировании профессиональных компетенций.
Решение названных задач требует «перезагрузки» целей, которые ставят перед собой преподаватели, считает Галина Брандт, доктор философских наук, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Гуманитарного университета Екатеринбурга. Преподаватель как исследователь больше не интересен, главным действующим лицом в образовательном процессе становится студент, а важнейшей задачей – его вовлечение в этот процесс.
«Университеты ориентированы на студента, внимающего преподавателю, – говорит Галина Брандт. – А современный студент делит мир “мое” и “не мое”, и получение знаний попадает во вторую категорию, поскольку здесь он не формирует ситуацию, как, например, на своей личной странице в социальной сети».
Галина Зверева считает, что «перезагрузки» требуют и подходы к оценке полученных знаний. Современные образовательные стандарты дают такую возможность. Язык компетенций, на котором они написаны, отражает важный принцип: квалификация определяется компетентностью, а не оценкой по дисциплине. Но чтобы этот принцип работал, у самого преподавателя в голове должны быть не правильные ответы на контрольные вопросы, а «карта компетенций»: и студент, и преподаватель на каждом этапе должны ясно представлять, чего они хотят от образования и как планируют этого добиваться.
Четыре заповеди
Независимо от выбранной специальности университетское образование предполагает серьезную гуманитарную составляющую. «Хорошо, что в университетском ядре “сидит” наука, но главное сейчас – передача культуры, – убежден Лев Закс, доктор философских наук, ректор Гуманитарного университета. – Только соединение религиозного, культурного и прагматического начал может создать основу для цивилизованной жизни».
Возможно ли освоение гуманитарных дисциплин в условиях сокращения количества часов, которое отводится на их изучение? Александр Копировский, кандидат педагогических наук, профессор Свято-Филаретовского института, много лет читает курс, который вводит неспециалистов в мир изобразительного искусства. Он сформулировал четыре «заповеди» для преподавания гуманитарных дисциплин тем, кто не планирует специализироваться в соответствующей сфере.
Не врать. Не строить курс на какой бы то ни было идеологической системе (атеистической, религиозной, эстетической), предлагающей готовые ответы до вхождения в проблему или знакомства с конкретной темой.
Не «грузить». Не предлагать курс, охватывающий весь объем материала в данной области – только ключевые позиции.
Не начинать с самого начала. Не располагать материал в прямой хронологической последовательности, так как начало процесса, максимально удаленное от нашего времени, наиболее трудно для восприятия.
Не ставить точку. Не ставить целью курса исчерпывающее познание предмета, но стремиться к расширению собственных взглядов и представлений о нем.
«Гуманитарная составляющая – это движение к вопросам о Боге, вере, смысле жизни, – говорит Александр Копировский. – Но пытаться ответить на все эти вопросы в рамках учебного курса, да еще и стандартно, в расчете на массовый охват – невозможно и не нужно, даже неприлично».
Тусовка или церковь?
В университет сейчас приходят за чем-то большим, чем профессия, большинство выпускников даже не работают по специальности. Человек хочет понять, кто он, ему нужны не столько знания, сколько возможность стать личностью. Для одних университет как клуб, куда приходят за «движухой», для других – как церковь, поскольку он связан с идеей служения. Поэтому одни и те же люди, садясь за одну парту, фактически могут учиться в разных местах.
«Многие студенты искренне не различают подлинное и копию, свой текст и вытащенный из Интернета, – констатирует Галина Зверева. – Ничего драматического в этом, особенно на младших курсах, нет. Для изменения ситуации не подействуют наказания – нужна перемена мотивации. Это долгий процесс».
Как показал опыт участников конференции, задачи, стоящие перед университетом XXI века, трудны, но решение их может начинаться даже на уровне нескольких заинтересованных в этом людей.