Любящим Бога всё содействует ко благу
Отцу Георгию Кочеткову 62 года. Он окормляет несколько тысяч человек, руководит православным вузом, пишет статьи и богословские работы. Два года назад он завершил работу над переводом основных текстов православного богослужения на русский язык.
Каждый день отца Георгия расписан по минутам: научная работа, лекции, богослужения, исповеди, оглашение, переписка с духовными чадами, друзьями и знакомыми, статьи, интервью, научные конференции. Он знает множество народных пословиц и поговорок, любит литературу, живопись, русскую религиозную философию и, как правило, первым в своем братстве узнает и находит время для посещения проходящих в Москве художественных выставок.
«Итальянское возрождение меня поразило своей красотой, уважительным отношением к каждому человеку, – вспоминает отец Георгий свое отрочество. – Это создало тот самый фон, который позволил войти в мою душу вере. Не просто обряду, а именно вере в Бога и человека».
Ровно 30 лет назад, на Благовещение 1983 года нынешний предстоятель Русской церкви, а тогда ректор Ленинградской духовной академии архиепископ Выборгский Кирилл рукоположил отца Георгия в дьяконы. Пресвитером он должен был стать на Пасху, но этому воспрепятствовал уполномоченный Совета по делам религий. Да и дьяконская хиротония была небольшим чудом: отцу Георгию давали немного лет жизни из-за тяжелой формы диабета.
Последние 40 лет, не исключая времени учебы в Ленинградской духовной академии, отец Георгий занимается оглашением – помогает людям научиться жить по вере. «Человек должен быть наставлен на путь, чтобы потом по нему идти, – говорит отец Георгий. – Ведь современный человек настолько задавлен комплексами, внутренними и внешними трудностями, что ему необходимо поменять свою жизнь, а на это нужно время. Человеку надо помочь освободиться от простых грехов: от прелюбодеяния, абортов, воровства, обмана, но также и от более сложных: от внутренней раздвоенности, уныния, гордыни, тотального неверия и недоверия». Огласительные встречи, которые проводил отец Георгий, стали одной из причин его исключения с IV курса академии по настоянию КГБ через несколько месяцев после хиротонии.
«С 1981 года владыка Кирилл читал по моим переводам огласительные молитвы в храме духовной академии над теми людьми, которые приходили для крещения, – вспоминает отец Георгий. – Мы их приводили, владыка Кирилл в связи с этим говорил замечательные проповеди и читал молитвы, а потом через пару месяцев крестил их. Саму катехизацию, конечно, проводили мы сами, за что нам и пришлось немного пострадать».
В 1993 году по благословению святейшего патриарха Алексия II отец Георгий защитил в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже магистерскую (кандидатскую) диссертацию по пастырскому богословию «Та́инственное введение в православную катехетику» – работу, которую он начал писать ещё в Ленинградской академии и закончил в Москве в мае 1986 года.
В 1988 году, в совсем еще советское время, он основал православный институт. Не просто курсы, которые обеспечивали бы какой-то вероучительный ликбез (хотя в то время и это было бы очень востребовано) – но высшее богословское учебное заведение. И это стремление к полноте, к качеству накладывает свой отпечаток на все, за что берется этот человек.
Недавно отец Георгий принимал исповеди у семилетних детей. Момент очень ответственный: семилетнему человеку решиться начать жить по совести ничуть не проще, чем двацатипяти- или пятидесятилетнему. Довериться Богу – всегда страшно, потому что доверять – это вообще риск. И вот одна девочка подходит, вручает покаянную грамотку. Отец Георгий разворачивает ее и видит нарисованную девочку. Дело в том, что кающаяся еще не очень хорошо умела писать, и родители посоветовали ей нарисовать, что она считала нужным. На лице отца Георгия не дрогнул ни мускул, и он спокойно начал задавать ребенку наводящие вопросы.
Отец Георгий говорит, что христианство – это вера в Бога и вера в человека. Наверное, поэтому он так верит в церковь. И именно этой верой, которой современным людям так не хватает, он и делится с ними прежде всего.
У него на столе идеальный порядок. Во время богослужения он произносит все слова громко, четко. Такое отношение к богослужению, к храму, к пространству жизни тоже связано с верой.
Однажды, путешествуя по Грузии, отец Георгий оказался в оскверненном храме. Его непосредственная реакция оказалась неожиданной: он стал отмывать храм. «Я не могу видеть, когда святыня Божья в поругании», – говорит отец Георгий. И у него совершенно евангельское представление о том, что есть главная святыня.
Дело его жизни – это люди. Причем таких разных людей еще поискать. В братстве, которое собралось вокруг дела просвещения, начатого отцом Георгием, – студенты, пенсионеры, врачи, педагоги, бизнесмены, филологи, физики, юристы, домохозяйки и другие. И самое удивительное, что людям, часто не объединенным ни общностью интересов, ни профессией, ни возрастом, ни социальным статусом, никакими житейскими обстоятельствами, оказывается интересно общаться друг с другом. И это общение каким-то никому не понятным образом возвышает каждого человека.
Не делить людей на своих и чужих – принимать тех, кого дает Господь – этот выбор «принципа жизни в церкви» открыл для многих потрясающее духовное пространство, в котором возможно приходить в себя, обретать самостоятельность в вере, не бояться иметь и высказывать собственное мнение.
Нельзя сказать, что отец Георгий никогда не ошибается: он просто верит. Верит, как писал Достоевский, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не переставая жить на земле». Для него евангельское слово – совершенно конкретно.
И из этой конкретности вырастают все его «неудобные» качества – бескомпромиссное отношение к злу и греху, ясное понимание того, что в мире, где существует зло, от него невозможно отгородиться и спрятаться. По отношению к злу можно действовать только наступательно – мирно и непримиримо.
Отец Георгий не однажды в своей жизни сталкивался с предательством. Он говорит, что предательство чаще всего связано со страхом. Ему не раз предлагали уйти из церкви и даже пытались его «выдавить в раскол» те люди, которым неудобно или неинтересно обращаться к духу и смыслу православной традиции, которых не очень волнует утверждение нормы церковной жизни, потому что соответствовать ей трудно, а тем, кто не пробовал, кажется, что и вовсе невозможно.
Сегодня многое из того, чему отец Георгий посвятил свою жизнь, становится приоритетным для всей Русской церкви. Накопленный опыт в области миссии, катехизации, духовного образования, просвещения, богослужебных переводов, общинной жизни, оказывается востребованным в разных епархиях. Сам отец Георгий говорит о своей жизни как о маленьком чуде: «Как всегда, самое интересное то, чего “никогда не может быть”, но оно так и происходит. И это помогает нам никогда не сомневаться в присутствии Божьем и в помощи Божьей».